Когда я начинала учиться писать масляными красками, то нас сразу предупредили: никаких ФЦ и краплака на палитре быть не должно. Зато в художественном салоне в начале 80 годов, когда была эпоха дефицита, эти краски были всегда.
Было тяжело купить ультрамарин и кобальт синий, изумрудную зеленую и хром-кобальт сине-зеленый, а вот ФЦ с краплаком не переводились никогда.
Конечно, эти насыщенные краски были у всех студентов, просто именно на парах того преподавателя, что их отрицал, на палитру их не выдавливали. Так или иначе, у меня сформировался комплекс по отношению к таким краскам. Мне самой они нравились за насыщенный и чистый цвет, за богатство смесей с ними, за возможность использовать их как для лессировок, так и для кроющихся слоев. И я всегда писала и пишу ими сейчас.
У того преподавателя в черный список попали и тиоиндиго розовая, виридоновая зеленая, сажа газовая и другие. Приветствовались только земляные краски: охры желтые и красные, волконскоит, английская красная, сиена натуральная и жженая.
Сейчас я понимаю позицию преподавателя, который закончил Академию и хотел видеть исключительно мягкую и спокойную живопись. Однако лучше было сразу объяснить студентам специфику насыщенных красок, типа ФЦ, а не записывать эти краски в «плохие».
Для убедительности провести несколько постановок с ограниченным количеством красок на палитре. Как правило, это те самые земляные краски: охра желтая, английская красная, кость жженая и белила. Могут быть добавлены еще пару цветов, но принцип такой живописи не меняется. Максимум оттенков минимальными красками.
Тогда же в голове у студентов была нескончаемая путаница. Краски плохие, но ними все пишут. Все по полочкам нам разложил уже на 4 курсе новый преподаватель. Он с удовольствием писал всеми этими ФЦ, краплаком. Делал это виртуозно и славился насыщенными колоритами в работах. Его огромные картины были украшением всех областных и краевых выставок.
Он сказал следующее: «Краски замечательные. Только надо научиться с ними работать. Все ФЦ, так же как и краплак нельзя использовать в чистом виде. Только в смесях, где они идеальны. Особенно часто делается ошибка с голубым ФЦ, где ним красится небо, только смешав его с белилами».
Так охра или сиена, английская красная может быть нанесена прямо из тюбика на холст, а насыщенные краски требуют составляющих, которые обогатят или приглушат их цвет.
У каждого художника свои отработанные смеси красок. Мне, например, нравится добавлять краплак в зеленые. Пусть немного, но это меняет цвет, делает его сложным. Так же голубая ФЦ хорошо смотрится в работах, где много синих. Кобальты синие светлые и темные, хром кобальты рядом с ней, раскрывают свои нюансы синего цвета.
Я тогда на 4 курсе художественного училища поняла одно, что нет плохих красок, есть стереотипы и элементарное неумение.
Надеюсь, моя статья будет вам интересна. С удовольствием отвечу на все ваши комментарии и отзывы.