Засилье иностранных временщиков у власти доводит русских людей до края. И дочь Петра Великого, Елизавета идет ва-банк. Обращается с пламенной речью к гвардейцам Преображенского полка, и заручившись их поддержкой, ночью 25 ноября 1741 года заключает под стражу императора – младенца Ивана Антоновича.
Торжества по случаю коронации проходили в апреле 1742 года. Они в полной мере показали тягу императрицы к пышным зрелищами и её желание остаться в народной памяти любым способом. Таких роскошных празднеств Москва доселе не видела. Роскошный кортеж императрицы проехал по улицам города, проехал через Красные Ворота. Вся Мясницкая улица была затянута в красную парчу. Вечером над городом вспыхнул роскошный салют. По случаю коронации объявлена массовая амнистия.
Императрица и далее показала склонность к роскоши и излишествам. Историк Казимир Валишевский так описывал начало царствования Елизаветы Петровны:
– «Через три месяца после своего прибытия в Москву на коронацию она успела, по свидетельству Болта, надеть костюмы всех стран в мире. Впоследствии при дворе два раза в неделю происходили маскарады, и Елизавета появлялась на них переодетой в мужские костюмы — то французским мушкетером, то казацким гетманом, то голландским матросом. У неё были красивые ноги, по крайней мере, её в том уверяли. Полагая, что мужской костюм невыгоден её соперницам по красоте, она затеяла маскированные балы, где все дамы должны были быть во фраках французского покроя, а мужчины в юбках с панье».
На первый взгляд Елизавета (хотя бы по внешним признакам и в начале правления) мало отличалась от своих ветреных предшественниц, матери и тетки. Но все-же принципиальное отличие было. Она не раз провозглашала, что будет продолжать политику великого отца. И это были не пустые слова, императрица подтвердила их делом. Кабинет министров и Главный магистрат упраздняются. Восстановлена роль Сената, он получил право законодательных инициатив. В середине 40-х проведена вторая перепись податного населения. В начале 50-х Елизавета отменила внутренние пошлины, что значительно упростило внутреннюю торговлю и позитивно сказалось на развитии экономики страны. Проведена налоговая реформа, направленная на увеличение сборов с внешней торговли.
Дворянство при Елизавете получило еще больше вольностей. В 1746 году за знатью официально закреплено право владеть землей и крестьянами, а в 1760 году любой помещик получил право ссылать крепостных в Сибирь (с зачетом тех вместо рекрутов). Крестьянам запрещается без разрешения барина вести денежные расчеты. В 1755 году рабочие уральских заводов приписываются к ним на пожизненный срок.
При Елизавете Петровне впервые в истории нашего государства не применяется смертная казнь. Даже своего злейшего врага - Наталью Лопухину, приговоренную к колесованию, императрица помиловала. Казнь заменили на вырванный язык и пожизненную ссылку (вот такая вот милость...). Впрочем, таким либеральным отношением к преступникам Елизавета хотела всего лишь заработать славу просвещенного монарха в глазах европейских правящих домов.
В то же время при Елизавете широко распространяется практика побоев. Как в армии, так и среди помещиков. Нередко провинившегося солдата просто запарывали до смерти. Всё более полновластными хозяевами над крестьянами становились помещики. Крайне жестокая нехватка кадров на местах, делала власть короны в отдаленных (да и не в самых отдаленных) уголках страны откровенно слабой. В этой ситуации помещики оставались единственным адекватным решением. Они собирали в казну налоги, пополняли армию новыми рекрутами, регулировали местный рынок.
Слабость императорской власти хорошо показывает тот факт, что полиция работала только в Москве и Санкт-Петербурге. В других городах, и тем более в деревнях, её не существовало даже формально. Впрочем, и в самих столицах полицейские чиновники, вместо выполнения своих обязанностей вступали в сговор с преступниками и наживались на этом. Этому очень сильно способствовал тот факт, что зарплату, которую назначил государственным чиновникам еще Петр I, выплачивать перестали и служащий должен был сам добывать себе на пропитание. Это постоянно приводило к злоупотреблениям и откровенному вымогательству власти предержащих.
Правление Елизаветы – эпоха контрастов. С одной стороны блеск и шик императорского двора. Потрясающие балы, маскарады и ассамблеи практически ежедневно. Либеральная политика, отмена смертной казни, адекватные политические и экономические реформы. С другой, закрепощение 95 % населения до степени рабов, и постоянные голодные бунты. Полное безвластие на окраинах страны, и постоянный произвол местных чиновников. Пожизненная служба в армии, где безнаказанно могли забить до смерти, и каторжная работа на заводах простых крепостных.
Такова была эпоха Елизаветы Петровны Романовой – дочери Великого Петра.
Понравилась статья? Подписывайтесь!