87 г. до н.э. Римская Республика
После резни в Риме, из-за которой консул Луций Корнелий Цинна покинул столицу государства и стал собирать по Италии своих сторонников и марианцев (смотри публикацию «Решение политических разногласий по римски»), ему удалось привлечь на свою сторону легионы, которые стояли лагерями у Капуи.
В защиту решений сената и консула Октавия, направленных против Луция Цинны и его сторонников, выступил проконсул Гней Помпей Страбон, который повел свою армию к Риму, для защиты города.
Когда Помпей прибыл к Риму, то расположился лагерем у Коллинских ворот. Цинна, со своими легионами (1) подошел к Риму и разместил свой лагерь недалеко от лагеря Помпея.
Вскоре в Италию прибыл Гай Марий Старший, вернувшийся из Африки (смотри публикацию «Спасая свою жизнь») и стал собирать в Этрурии армию. К нему из Рима бежали 500 человек. В его армию пришло много служивших некогда под его началом. Вскоре под командованием Мария оказалось около 6.000 воинов. С ними он явился к Цинне.
После этого Цинна и Марий разделили свои силы на три части, чтобы с трех сторон со стороны реки Тибр угрожать Риму и отрезать подвоз продовольствия к городу. Цинна и Карбон стояли против самого города. Выше по течению стояли отряды Квинта Сертория. Ниже по течению, у самого моря стояли когорты Гая Мария. При этом Марий захватил и разграбил Остию. А отдельный отряд захватил город Аримин, чтобы прервать сношения Рима с Галлией, в которой находились преданные сенату войска.
Сенат послал за помощью к Квинту Метеллу, чьи легионы находились в Самнии. Метелл выступил в помощь Риму. Гай Марий сразу же привлек на свою сторону и сторону Цинны жителей Самния, собравших отряды и отправивших эти контингенты в помощь Марию. Более того, самниты уничтожили когорты Плавтия, двигавшегося на помощь Риму через Самний.
Узнав о том, что Яникульский холм и ворота Рима подле него охраняет трибун Аппий Клавдий, связанный с Марием старыми узами дружбы, Гай Марий договорился с Клавдием.
В один из дней, утром, как только начало светать, Аппий Клавдий открыл ворота Рима у Яникульского холма и впустил в Рим когорты Гая Мария и Луция Цинны.
Однако об этой измене вовремя узнали консул Октавий и Гней Помпей Страбон. Они возглавили свои когорты и в жестоком бою, с большими потерями для обеих сторон, вытеснили противника из Рима.
В ходе этого сражения два брата, оказавшиеся по разные стороны, не узнав друг друга, сошлись в бою один против другого. Брат, служивший в армии Октавия убил, своего брата. Снимая с погибшего доспехи, он увидел, кого убил на самом деле. После этого победитель сложил погребальный костер для брата. Поджег его, взошел на этот помост с телом брата, заколол себя и сгорел вместе с братом.
Кто знает, чем закончилась бы эта борьба за Рим – Гней Помпей Страбон, несмотря на свою алчность, был на редкость талантливым военачальником, если бы в то же день он не погиб от удара молнии.
К тому же среди его легионов началась чума, от которой скончался ряд командиров.
Отрезав Рим от подвоза продовольствия, Гай Марий начал захват городов, в которых имелись запасы продовольствия или же тех, которые недостаточно быстро перешли на сторону Цинны. Были захвачены и разграблены Анций, Ариция, Ланувий.
Вскоре после этого Цинна, Марий, Серторий, Карбон повели свои легионы на Рим по Аппиевой дороге. Они остановились в ста стадиях от Рима, так как им дорогу преградила армия сената, которой командовали Октавий, Красс и Метелл. Метелл призывал решить дело в сражении, но Октавий, будучи человеком нерешительным, отказался.
Пока оба войска стояли друг против друга, Цинна послал своих глашатаев в Рим с обещаниями свободы тем рабам, кто примкнет к его легионам. Несколько тысяч рабов перебежали к Цинне. Они были вооружены и включены в состав армии Луция Цинны.
А в Риме из-за недостатка продовольствия начались волнения среди горожан. Напуганные сенаторы затеяли переговоры с Цинной и Марием, направив к ним своих посланцев.
Цинна отверг переговоры и начал продвигаться с легионами к городу. Его противники не решились дать ему сражение и начали отход. После этого Метелл, возмущенный нерешительностью своих коллег, покинул Рим, разочаровавшись в его защите.
Сенат вновь прислал послов к Цинне с одной просьбой: дать клятву, что он не устроит в городе резни. Цинна с презрением отверг вопрос о клятве, лишь заявил, что по его воле никто убит не будет. И просил, чтобы Октавий не попадался ему на глаза.
Сенат пригласил Цинну и Мария в Рим. Марий ответил, что для изгнанников нет входа в Рим. Сенат поторопился отменить все постановления Суллы и сулланцев об изгнании из Рима Гая Мария и его сторонников.
Войска Мария и Цинны вступили в Рим и началось…