Найти в Дзене
Наука & медицина

Прежде, чем испытать на людях, ученые 12 лет тестировали вакцину

Фото: the-scientist.com
Фото: the-scientist.com

История о том, как создали вакцину, которой пользуются уже 100 лет. В начале 20 века французские бактериологи Альбер Кальметт и Камиль Герен из Института Пастера в Лилле решили разработать вакцину для защиты от туберкулеза, потенциально тяжелой инфекции легких, от которой погибло больше людей, чем от любого другого патогена в истории.

Ученым потребовалось более десяти лет кропотливой работы, прежде чем они получат вакцину против туберкулеза, готовую для испытания на людях, но это того стоит. Несмотря на свои недостатки, эта вакцина остается основным средством предотвращения болезни 100 лет спустя.

Вдохновленные английским врачом и ученым Эдвардом Дженнером, который разработал первую в мире вакцину после обнаружения, что прививка коровьей оспой, которая для человека заразна, но не смертельна, защищает от тяжелой формы оспы.

Кальметт и Герен обратились к Mycobacterium bovis, бактерии, которая является возбудителем туберкулеза у крупного рогатого скота. Поскольку M. bovis сам по себе может вызывать заболевание у людей, они начали культивировать эту бактерию и вскоре заметили, что добавление бычьей желчи к пропитанным глицерином ломтикам картофеля, используемым для выращивания бактерий, каким-то образом снижает вирулентность микробов.

Начиная с 1908 года, Кальмет и Герен переносили бактерии на ломтики свежего картофеля примерно каждые три недели - более 200 раз, тестируя их на животных, включая морских свинок, кроликов, коров, обезьян и лошадей, чтобы контролировать убывающую смертность. Даже в разгар Первой мировой войны, когда немцы оккупировали Лилль, цены на картофель резко выросли, а бычью желчь стало трудно достать, они продолжали работать.

Камиль Герен (слева) и Альбер Кальметт в своей лаборатории в Институте Пастера в 1931 году. Фото: the-scientist.com
Камиль Герен (слева) и Альбер Кальметт в своей лаборатории в Институте Пастера в 1931 году. Фото: the-scientist.com

Одиннадцать лет спустя в их культурах появились бактерии, которые больше не вызывали болезней на различных животных моделях, от морских свинок до коров. Через два года после этого экспериментальная вакцина, получившая название Bacille Bilié Calmette-Guérin, позже сокращенная до Bacille Calmette-Guérin (BCG), была признана готовой для людей.

18 июля 1921 года в больнице Шарите в Париже врачи дали пероральную дозу BCG младенцу, мать которого умерла от туберкулеза всего через несколько часов после родов. Несмотря на то, что он подвергся воздействию не только его матери, но и его бабушки, которая болела туберкулезом, у ребенка так и не появилось никаких признаков болезни.

По мере того, как вакцину получали все больше и больше детей, Кальмет и Герен стали уверены в ее безопасности. Их первоначальный отчет, опубликованный в 1924 году, побудил Институт Пастера начать массовое производство, а последующая публикация, отслеживающая 114 000 прививок, подтвердила, что у реципиентов BCG не было побочных эффектов. В то же время Кальмет и Герен зафиксировали снижение детской смертности от туберкулеза среди вакцинированных. Другие страны быстро приняли вакцинацию для своих младенцев.

Несмотря на широкое распространение, BCG имеет свои недостатки. Например, эта вакцина не защищает на 100%, и защита, которую она обеспечивает в детстве, часто ослабевает в раннем взрослом возрасте. Причины этого неизвестны, в основном потому, что исследования BCG прекратились, поскольку туберкулез был практически ликвидирован на Западе благодаря улучшенной гигиене в дополнение к вакцинации. Тем не менее, туберкулез по-прежнему остается большой проблемой в развивающихся странах.

Источник: THE SCIENTIST

Наука
7 млн интересуются