Найти в Дзене
Владимирский тяжеловоз

"Нет Солярисов в такси и баснословно дорогой бензин", — три отличия жизни автомобилистов в Армении от российских реалий

Как наверняка уже знают постоянные читатели, Тяжеловоз сейчас в солнечной Армении. Отличий в привычках вождения в этой стране и вообще во владении автомобилем здесь куча, поэтому хотел бы поделиться самыми невероятными для российского автомобилиста подробностями.

Взять хотя бы самый простой пример — автомобили в такси. Какие у нас в России машины ездят в такси? В экономе весь популярный В-класс и ездит: Киа Рио, Хендэ Солярисы, Лада Гранты, Весты и так далее по списку. Здесь же в Армении все совершенно по-другому. Если заказываешь эконом, то с вероятностью примерно 101% приедет какой-нибудь полуразваливающийся агрегат вроде двадцатипятилетнего С-класса.

Полуразваливающихся старых "немцев" на дорогах Армении хватает
Полуразваливающихся старых "немцев" на дорогах Армении хватает

Какие там требования безопасности и две подушки?! Доехать бы живым до точки назначения, потому что в салоне жутко воняет газом – видимо, травит баллон. И это я рассказываю не про один отдельный случай поездки в такси: если вызываешь в Армении эконом, то нужно быть готовым к тому, что приедет небезопасный автомобиль. Не старый, не некомфортный, а именно небезопасный как для пассажиров, так и для окружающих.

Если вызываешь комфорт, то там можно уже не опасаться за свою жизнь. В багажник машины все равно ничего не положишь из-за присутствия в нем газового баллона, но хотя бы в салоне уже не пахнет газом. Приезжают в 50% случаев Тойоты Короллы, которые по сути заменяют в Армении наши Полики, Солярисы и Рио.

Камри приедет, если заказать комфорт+ и выше
Камри приедет, если заказать комфорт+ и выше

Тойота Королла — это королева дорог в Армении и самый популярный массовый автомобиль. Их дают в прокат туристам, на них ездят таксисты и их покупают люди, у которых хватает денег на сравнительно недорогой, но все же новый автомобиль. И как мне кажется, это довольно странно, потому что в России Королла стоит от 1,8 млн рублей. Если в Армении цены на модель такие же или сопоставимые, то мне совершенно непонятно, почему нельзя купить что-то подешевле, хотя бы тех же "корейцев". Все-таки два миллиона за просто небольшой седан — это достаточно дорого.

В общем, Королла заменила в Армении весь наш популярный В-класс. Но бог с ней, с этой Тойотой. Вторую особенность владения автомобилем в Армении я уже вскользь упомянул, когда говорил про постоянный запах газа в салоне такси.

-4

98% машин в Армении ездят на газу, причем чаще всего это пропан, который здесь стоит дешевле, чем метан. Бензиновые заправки есть, но топливо стоит космических денег — около 500 драм за литр, это примерно 80 рублей. Если учесть, что зарплаты у людей в Армении в целом чуть ниже, чем в России, такая цена за литр топлива становится просто неприподъемной.

Люди нашли выход из положения — ставят на свои машины ГБО. Так получается в разы дешевле. Основное отличие в том, что у нас в России на газ переводят разве что машины, работающие в такси, а в Армении даже личные авто в большинстве своем ездят на пропане или метане. За неделю с лишним в Армении мне удалось проехать только на двух машинах на бензине: Киа Спортедже и прокатной Королле.

Видимо, неудачное ГБО поставил...
Видимо, неудачное ГБО поставил...

Ну, и третье значительное отличие — это взаимодействие водителей с местной дорожной полицией. Взяток местные сотрудники полиции не берут, по крайней мере большинство из них. При этом несмотря на суровые прописанные в законе штрафы, автомобилистам зачастую удается выйти сухим из воды даже после серьезного нарушения.

Например, недавно рассказывал про ситуацию, которая разворачивалась на моих глазах. Ребят, с которыми я ехал на машине, остановили за отсутствие страховки. Вместо положенного штрафа в 15.000 рублей они сумели договориться на символические 800 просто потому, что недавно купили машину и на радостях забыли оформить страховку! Полицейский вошел в положение и выписал штраф по минималке.

Полиция в Ереване
Полиция в Ереване

Думаю, что если бы была беременная жена в роддоме, наверняка армянский полицейский еще свою машину предложил, чтобы с мигалками побыстрее добраться до места. У нас такие отношения полицейских и водителей представить сложно, но в Армении они буквально на каждом шагу.

Как вам жизнь армянских автомобилистов? Как считаете, где лучше: у них или у нас?

Подробнее про тот случай со штрафом за страховку я написал здесь