Вряд ли найдется много людей, которые скажут, что «взаимопомощь – это плохо». Конечно, в общечеловеческом смысле это очень хорошо, разве может быть иначе?
Тем не менее, в рабочей среде с взаимопомощью не все однозначно. У каждого сотрудника есть своя функция и зона ответственности, и «помогать» - это не функция. Большинство высокопроизводительных и успешных людей, говоря о своих достижениях, расскажут вам не о том, как усердно они помогали другим, а том, что и как сделали лично они по своих рабочим задачам, по своим проектам. И наоборот, многим руководителям хорошо знаком тип сотрудника, который с удовольствием «помогает», но собственную работу почему-то выполняет плоховато.
С другой стороны, никто не хочет работать в команде/компании, где каждый, как щитом, прикрывается свой должностной инструкцией и то и дело говорит, что «это не моя работа». У каждого человека (и сотрудника) наступает момент, когда ему нужна помощь, и это нормально.
При этом важно:
Причина/обоснованность просьбы о помощи. Иногда о помощи просить просто необходимо, а иногда просьба о помощи – нежелание разобраться самому или, что еще хуже, переложить на другого неприятную или сложную часть работы. Такое тоже, к сожалению, бывает.
️Иногда просто по-человечески нормально сказать коллеге: «Старина, выручи, вообще никак не успеваю»! Но если такие просьбы регулярны, стоит насторожиться.
Поэтому в команде важно находить здоровый баланс между ответственностью каждого за свою работу/функцию и тем пространством, где можно помогать и/или просить о помощи. Не путать "прикрыть" спину коллеги и "покрывать" его лень, безалаберность или откровенную манипуляцию.
А мы путаем, потому что так мы, вроде бы, "хорошие", кому-то делаем приятно и нас за это усердно хвалят (еще бы не хвалили, если мы за них их работу делаем). Но если вдуматься, а что, похвалить больше некому? Помните гениальную песню из детского фильма про Буратино (автор песни Булат Окуджава, если что): "На дурака не нужен нож, ему немного подпоешь - и делай с ним что хошь!" Так что, если постоянно делать работу за другого, не таким уж и хорошим, тебя, оказывается, считают...