Найти тему
Йожик-интроверт

"Молодая гвардия" 2015 года. Если я от этих строчек плачу - значит мне они предназначались

Не так давно пересматривала (уже, наверное, в третий раз) 12-серийный сериал "Молодая гвардия" 2012 года.

В начале этого просмотра уже замечала какие-то "баги" и нестыковки, которые прошли мимо моего внимания во время предыдущих просмотров, тк эмоции были слишком сильны. Даже пост хотела написать с + и - этой экранизации.

Но потом, ближе к концу, сериал меня опять захватил и я уже даже не сразу могу вспомнить, что готова была назвать минусом.

Знаю, что не всем нравится этот сериал. Особенно скептически к нему относятся те, кто родился еще в СССР и привык к МГ Фадеева и Герасимова.

Но, кстати, я тоже родилась еще в Союзе. Но ни роман Фадеева ни фильм 1948 года меня в свое время почему-то не зацепили.

Фильм - понятно. Все же киноискусство сталинской эпохи от меня слишком далеко. Я мало смотрела в принципе фильмов той поры.

Более поздние, тоже советские - за милую душу. А вот совсем старые - нет, не моё. Мне "не заходит", что называется. Всё же люди разных эпох отличаются. И когда, по молодости, смотрела фильмы тех лет, не было ощущения, что это мои ровесники, даже если по сценарию это было так.

Ну и лично для меня слишком много "плакатности" в тех кинокартинах. Не сильно верится, чтоб обычные простые люди разговаривали лозунгами. А там это частенько встречается. Определенная демонстративность, излишняя "правильность".

Хотя, опять же, мои родители, например, наоборот любят старую МГ, а новую не осилили.

Фильм - ладно. Но мне не зашел и сам роман, хотя книги о войне я люблю и читала и читаю до сих пор достаточно.

Но тогда мне не понравился ни слог Фадеева (он мне до сих пор не нравится). Ни избыток "руководящей роли партии" в романе.

Там про этих, молодых, желающих жить и любить пацанов и девчонок, как о личностях, и сказано то было мало. Ну лично на мой взгляд.

А уж когда почитала воспоминания родителей молодогвардейцев, односельчан, учителей, тогда поняла, что роман Фадеева в принципе имеет мало общего с реальными событиями.

(Не буду тут расписывать, много всего можно прочитать на сайте Д.Щербинина "molodguard.ru". Но уже за то, что Фадеев, в приступе фантазии, сделал предателем человека, с фамилией очень похожей на фамилию реального комиссара отряда и настоящего патриота (Стахович - Третьякевич), его убить мало. И огромное спасибо сценаристу и режиссеру новой МГ, которые наконец-то громко заявили о том, что Виктор не был предателем, а был комиссаром отряда и настоящим человеком.

А то здорово - ославили громко, на весь Союз, так, что родители настоящего героя жили как в аду. А потом шепотом сняли обвинение (аж в 1956), и всё, тишина).

Никита Тезин в роли Виктора Третьякевича
Никита Тезин в роли Виктора Третьякевича

Поэтому лично для меня не было каким-то кощунством переснимание МГ. Хотя прекрасно понимаю, что для тех, кто очень любит первую экранизацию, новый сериал показался едва ли не святотатством.

Но, повторюсь, меня наоборот это порадовало. И меня безумно зацепили эти герои. Без излишних лозунгов, с моментами юмора, подколов друг над другом. С первыми (и, увы, последними) влюблённостями.

Олег Кошевой. Интересный мальчик, принципиальный, готовый за свои идеи идти до конца, несмотря на уговоры матери пожалеть себя и её.  И, кстати, в этого паренька я поверила куда больше, чем в слишком правильного Олега из романа Фадеева и из повести Кошевой.
Олег Кошевой. Интересный мальчик, принципиальный, готовый за свои идеи идти до конца, несмотря на уговоры матери пожалеть себя и её. И, кстати, в этого паренька я поверила куда больше, чем в слишком правильного Олега из романа Фадеева и из повести Кошевой.

Первый раз смотрела - оторваться не могла. Потом даже сны снились. Второй - то же самое.

Потом долго не пересматривала - слишком тяжело. И на днях потянуло опять.

И да, сначала даже видела недочёты:

- И то, что Люба Шевцова в новом варианте слишком деловая и "матёрая".

Она же была совсем девочкой. На курсах партизан и подпольщиков её могли научить азам - пользоваться радиопередатчиком, например, и чему-то подобному. Но стать такой искусной шпионкой она б не смогла просто в силу возраста. Да и наивность девушек той поры была гораздо выше. Дочери шахтёра просто негде было научиться так кокетничать и вертеть мужчинами. И на курсах по подготовке подпольщиков этому быстро тоже не научат.

Екатерина Шпица в роли Любови Шевцовой. Совсем другая, нежели на самом деле была та девочка, но чем-то меня зацепила (при том, что Шпица мне не везде нравится)
Екатерина Шпица в роли Любови Шевцовой. Совсем другая, нежели на самом деле была та девочка, но чем-то меня зацепила (при том, что Шпица мне не везде нравится)

- И Сергей Тюленин там был не совсем тот, который, думаю, многим представлялся. В реальности он был невысокий, щуплый и достаточно симпатичный парнишка. А в исполнении Борисова его можно назвать каким угодно, но не невысоким и щуплым. И на несовершеннолетнего тот лось явно не тянул, имхо. И плюс в реальности он был самым младшим ребенком в семье, а не старшим, и отец его был не на фронте, а на пенсии дома. Просто не вижу смысла искажать историю в мелочах, которые никак не влияют на сценарий. Ничего же бы не изменилось, если б еще пожилого отца показали, например.

Хотя сыграл шикарно, тут претензий нет.

- Анатолий Ковалёв, "Царёк", на самом деле был их ровесником, а не взрослым, успевшим повоевать и начать спиваться мужиком. И, кстати, он смог убежать, когда их везли на расстрел. Как мне кажется, это принципиальный момент. Хотя потом и пропал без вести...увы...

- И самый главный для меня минус - то, что хоть немного попытались очеловечить палача Соликовского. Вот эти его пьяные слёзы над фотографией семьи, которую "товарищи" расстреляли. Ну ок, ты против этой власти. Почему тогда ты не воевал с Советами до последнего? И чем тебе помешали дети, которые в те годы, когда расстреляли твою семью, ещё только-только рождались?

Да и вообще садизм - он не может быть оправдан. Воевать на стороне немцев, именно воевать как солдат - ну пусть так, если очень уж сильна ненависть к советскому строю. Но стать палачом - не может быть оправдано ничем, никаким "трудным детством".

Дмитрий Быковский в роли Соликовского. Сыграл, кстати, просто шикарно! Если начинаешь ненавидеть и героя и актёра - значит всё очень достоверно.
Дмитрий Быковский в роли Соликовского. Сыграл, кстати, просто шикарно! Если начинаешь ненавидеть и героя и актёра - значит всё очень достоверно.

Это единственный большой минус, который я не "развидела" и который действует на нервы.

Но потом мелочи (не считая последнего пункта) забылись и стало не до того.

Какая разница, слишком ли матёрой шпионкой выглядела Люба, когда видишь её, измученную, со словами "чтоб с вами, сволочами, бороться, руководители не нужны".

И уже не важно, не слишком ли рослого актёра взяли на роль Тюленина, когда видишь, как их с матерью отрывали друг от друга полицаи (почти все полицаи там были - бывшие казаки, кстати, не зря я их не любила никогда), а Сергей, набычившись, просто молча смотрел ей в глаза.

Последняя серия - это, как по мне, то, за что надо давать премии и показы в прайм-тайм.

Музыка Вагнера, глаза Виктора Третьякевича.

И следующие кадры - арест Сергея Тюленина. Ударом по голове, его отрывают от матери и волокут по земле.

Опять музыка Вагнера. Ухмылка Ренатуса.

Любу тащат в машину, а её мать бьётся в истерике с криками "Прости меня, Люба!". Артист (Туркенич) с автоматом под полой полушубка, готовый кинуться в неравный бой и еле заметное "нет" - от Любы.

И опять музыка. Последняя попытка Виктора уничтожить врага..

Ребят выводят из клуба, сразу толпой, растерянных, в одежде нараспашку, с разбитыми лицами.

Потом письмо Ани Соповой матери. Когда избитая девушка, еще почти ребёнок, говорит, что "да, я умру. Но я же не просто так умру, а за Родину"...мурашки по коже. И вот в этом нет никакой "плакатности", громких слов. Просто ребёнок пытается объяснить маме, почему они больше не увидятся.

И в конце, уже в машине, слова ребят:

- Скоро советские войска войдут в Краснодон. Жаль мы уже не увидим.

- Другие увидят. На нас жизнь не кончается!

Господи, КАК это могло быть настолько сильным в людях. Такой уровень самопожертвования (без мелодрамы и игры в жертву, а именно просто брали и делали, зная о том, что могут погибнуть).

Такая вера в победу своей страны. Такая сила характера.

И так смогли это передать.

Это...это что-то фантастическое по воздействию, по крайней мере лично на меня.

Снимаю шляпу перед всеми, кто работал на съемках этого сериала.

Как сказал поэт:

"Если я от этих строчек плачу

Значит мне они предназначались".

Вот этот фильм тогда точно предназначался мне.