Бедность — это состояние человека по умолчанию. Как жили люди до пресловутого «капитализма»?
Раньше ткань изготавливалась на ручных ткацких станках из нитей, изготовленных на прялках. Большинству людей приходилось воздерживаться от слишком частой стирки одежды, чтобы она не изнашивалась слишком быстро. У них обычно был только один комплект одежды, если только они не были аристократами или знатью. Для изготовления одежды требовалось много труда и много времени.
Таким образом, до капитализма и промышленной революции, по нашим меркам, все поголовно были бедны. «Богатство», которым сейчас обладают даже работающие «бедняки», заставило бы царя Соломона кричать от изумления и зависти.
Но однажды наступил капитализм и промышленная революция. Крупные промышленники вложили средства в производство, использующее паровую энергию, чтобы запустить текстильное оборудование. Теперь несколько человек, работающих на текстильной фабрике, могли произвести за день больше ткани, чем раньше могли произвести за месяц целые деревни женщин, работавших на прялках и ручных ткацких станках. Сейчас у большинства людей в капиталистических странах есть целые шкафы и ящики с одеждой.
Примените то же самое к каждой отрасли, ко всем товарам, которые вы используете и потребляете. Все, даже те, кого мы сегодня называем «бедными», намного богаче, чем были любые люди до капитализма. Настоящее богатство — потребительские товары — в основном достаются всем массам, и среднему классу, и бедным.
Богатство нужно производить. Раньше у работников не было ничего, что можно было бы «отобрать», потому что у них изначально просто ничего не было. Их богатство не «отбирали» современными способами, потому что у них его просто не существовало.
Таким образом, капитализм не порождает неравенства. Как иногда говорят в шутку, неравенство «было, есть и будет есть». «Антикапиталисты» всех мастей никогда не принимают во внимание то, что всеобщее равенство — это миф, независимо от того, какая социально-экономическая система преобладает.
Посмотрите правде в глаза — капитализм порождает богатство, а не неравенство. Люди, которых мы видим в «бедности» в наши дни, 200 лет назад по большей части просто не выживали бы. Даже с тем малым, что у них есть, уровень смертности современных «бедных» на порядок ниже, чем у людей в похожем положении, которые жили раньше. Возможно, лучше быть условно «бездомным» сейчас в Америке, чем быть «обеспеченным» человеком несколько веков назад.
Даже если вы утверждаете, что богатые капиталистические страны ограбили мир с помощью колониализма и так далее — это сделали конкретные правительства конкретных стран, а вовсе не сам капитализм. «Ограбленные» страны с окончанием эпохи колониализма поднимают голову и начинают строить у себя всё тот же руганный капитализм.
Ещё один важный момент состоит в том, что капитализм определённо является меритократией — у самых бедных из бедных по-прежнему есть потенциал для улучшения своего положения. Сравните это с нижними ярусами любой докапиталистической экономики — если вы родились «на дне», почти наверняка вы там и останетесь навсегда.
Кроме того, состоятельные люди не всегда остаются богатыми. Избранный «один процент» богачей земного шара — это уже не те люди, которые были тем же избранным «одним процентом» двадцать лет назад. То же самое и с бедными. Некоторые люди богатеют, а некоторые падают на дно.
Да, есть исключения. Да, жизнь несправедлива. Да, некоторых людей, как бы усердно они ни работали, «обманывает система». Но это лишь исключения, которые подтверждают правило.
В заключение следует сказать, что современная смешанная экономика представляет собой систему, которая включает в себя лишь некоторые элементы чистого капитализма, но при этом и много государственного вмешательства. Да, мы можем и должны постоянно задаваться вопросом, даёт ли наша конкретная версия смешанной экономики оптимальные результаты, и как её можно улучшить.
Систему часто ломают именно социалистические элементы. В частности, монополии создаются государством. Их не существует на свободном рынке. Если капиталист заинтересован в инновациях, чтобы сохранить своё доминирующее положение, в этом случае он уже, вероятно, и не является таким уж монополистом.
Можно возразить, что основной движущей силой прогресса являются технологические прорывы и достижения науки в целом, а вовсе не капитализм. Но беда в том, что эти прорывы и достижения не работают без капитализма. Советский Союз занимался большим количеством технологических исследований и космической программой. Людям это не принесло ощутимой пользы. Без свободного рынка невозможно превратить технологические ноу-хау в продукты, которые действительно нужны конечным потребителям.