Не так давно Минтранс России опубликовал проект закона, в соответствии с которым ориентировочно через 1,5 года у перевозчиков появится ещё одна система контроля — «Антисон».
Планируется, что её будут устанавливать на все автомобили, разрешённая максимальная масса которых превышает 3,5 тонны, а её основная задача будет следить за психофизиологическим состоянием водителя большегруза и в случае необходимости сигнализировать о приостановке работы.
Вопрос о создании подобной системы в Правительстве РФ поднимался уже не раз. С 2018 года «Антисон» работает на московском общественном транспорте. По данным Минтранса аварий с участием трамваем, автобусом и электробусов стало на 23% меньше.
Как будет работать новая система контроля? Как повлияют на отрасль дополнительные расходы? И сможет ли она снизить аварийность с участием большегрузов? На эти и другие вопросы мы, ГК SAMCOM, постараемся ответить в этом материале.
Что ждать от системы «Антисон» отрасли грузоперевозок?
Скорее всего «Антисон» для грузоперевозчиков будет устроен подобно системе «Антисон», разработанный для московского общественного транспорта.
Контроль за психофизиологическим состоянием водителя будет происходить с помощью специальных нейролучей. Их задача — фиксировать состояние определённых маркеров на лице. В первую очередь закрытые глаза, зевок, наклон головы. Как только что-то из этого происходит, датчик, который установлен на приборной панели перед водителем, подаёт специальный сигнал. Его цель — привлечь внимание водителя и повысить концентрацию, чтобы снизить вероятность засыпания за рулём.
Есть вероятность, что при разработке устройства для сферы грузоперевозок, будут предусмотрены немного другие механизмы работы. Минтранс планирует системы «Антисон» соединить с тахографами, которые уже не первый год используются в отрасли для контроля времени труда и отдыха водителя. Если всё будет реализовано именно так, то есть вероятность, что система «Антисон» будет не только привлекать внимание водителя, но и сигнализировать ему о том, что необходимо сделать остановку. Особенно если данные тахографа будут это подтверждать.
Что самое важное: если система не будет фиксировать никаких признаков усталости (при этом по тахографу необходимо будет уже завершить поездку), то у водителя большегруза будет дополнительно время на движение без нарушения закона, а значит и без получения штрафа.
Как повлияют на отрасль дополнительные затраты?
Финансовые затраты на установку и обслуживание системы «Антисон» в течение трёх лет, как и тахографа, полностью лягут на плечи перевозчика.
По подсчётам Минтранса компаниям и частным водителям она обойдётся в 25 – 80 тыс. рублей. Это достаточная большая сумма, особенно, если в автопарке грузоперевозчика не один или два грузовика, а 100, 200 или даже 1 000.
К чему приведут дополнительные затраты?
К увеличению стоимости грузоперевозок для клиентов за счёт роста расходов, а значит и к очередному повышению цен. И для отрасли это скорее плохая новость, нежели хорошая, так как за последнее время нагрузка на неё сильно выросла: цены на топливо и запчасти стали выше, был отменён ЕНВД, ограничен въезд в Москву, пандемия. Влияет на затраты и ежегодная индексация тарифа «Платона».
Всё вместо это уже привело к росту цен на товары в магазинах. И скорее всего в ближайшее время тенденция сохранится.
Действительно ли система «Антисон» поможет сократить количество аварий?
Да, сможет ли система справиться со своей главной функцией?
Некоторые эксперты с настороженностью относятся к внедрению системы «Антисон», так как предполагают, что она будет сильно мешать работе тахографа. Это может повлиять на режим труда и отдыха водителя в худшую сторону, а значит и никакого снижения аварийности ждать не стоит.
Другая часть представителей отрасли считает, что к выстраиванию режима труда и отдыха водителя нужно подходить с нескольких сторон одновременно: не стараться внедрить как можно больше систем контроля, а обратить внимание на то, какие правила диктует сама отрасль и начать их менять. К примеру, уделять время такой профподготовке водителя, как контраварийная езда, ужесточить контроль за техническим состоянием авто, ужесточить штрафы.
Мы, как перевозчики, частично согласны со второй точкой зрения — чтобы снизить количество ДТП с участием грузового транспорта, нужно действительно применять более комплексный подход. Но не можем согласиться с увеличением штрафов и ужесточением контроля за техническим состоянием авто, так как это в очередной раз увеличит нагрузку на перевозчиков.
На наш взгляд, самый верный способ — это создание таких условий работы, в которых перевозчикам будет комфортно соблюдать все требования: проходить своевременно ТО и устранять неполадки в работе авто, а главное вкладываться в поддержание работы автомобиля. А для этого, в первую очередь, на отрасль нужно снизить финансовую нагрузку. И уже потом внедрять системы контроля как за самим водителем, так и за автомобилем.
А что думаете вы?
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.