Нашествие хана Тохтамыша и разорение Москвы – событие, которое трактуется совершенно однозначно и в учебнике школьном, и в вузовском.
«Честолюбивый хан решил вернуть в свои владения русский улус, хотя и понимал, что это можно сделать только силой», – пишет академик А.Н. Сахаров, автор учебника для 10 класса..
«Обманом ворвавшись в Москву, Тохтамыш подверг ее жестокому разгрому. Москва вновь была обязана платить дань хану», – гласит «История России», вузовский учебник 2006 г.
Вот только никто в Москве и не собирался воевать с законным ханом Орды, когда он весной 1380 г. занял Сарай. Дмитрий отправил послов «с честию и с дары».
А дальше события трактуются с нюансами, но однозначно: Тохтамыш организует набег, Дмитрий всё же узнаёт о приближении татар, бросает в городе жену, детей, митрополита и бежит – тверской летописец прямо говорит о страхе князя, Иосифо-Волоколамский – деликатно сообщает, что Дмитрий «не ста на бои противу его, ни подня рукы противу царя, но поеха в свои град на Кострому», московский говорит о сборе войск на севере.
Самое непонятное – Дмитрий никому не приказал возглавить оборону, не дал никаких распоряжений, разбегались бояре, уехал митрополит, увозя княгиню, причём всех уезжающих москвичи грабили и били, но перед этим произошло городское вече, где появился литвин Остей, внук Ольгерда, очевидно, было принято какое-то решение, и после того горожане вооружались, захватывая боярские усадьбы (это советские историки трактовали как «антифеодальное восстание», чуть не написал – рабочего класса и трудового крестьянства). А москвичи разграбили не только оружие – разбили погреба, разливали всем желающим вина и меды, а затем после третьей, не закусывая, самые отчаянные полезли на стены и показывали подъехавшим татарам голые зады.
Потом Остей возглавил оборону, но Тохтамыш обманул всех и ворвался в город…грабежи, убийства, пожары…
Получается, что Тохтамыш разорил столицу своего верного вассала, который только что победил его врага Мамая и поздравил законного хана с занятием трона, прислав серебро и меха?
Но очень смущает литвин Остей, внук Ольгерда. Что делает он в Москве?
А если мы чуть изменим порядок событий? Дмитрий бежит из Москвы, за ним бегут бояре и митрополит, потому что появился литвин Остей, и Москва восстала против Дмитрия. Многие бояре и дружинники погибли на Дону, горожане недовольны, а вот Литва воевала с татарами победоносно, дани не платила никогда, Остей пообещал Москве помощь и защиту могучей Литвы, которая уже трижды (и победно) воевала с Москвой, и вот тогда Тохтамыш двинулся усмирять мятежников. Важно, что с татарами пришли Суздальские князья Василий и Семен, родные братья жены Дмитрия Московского, они-то и уговорили москвичей открыть ворота (то ли сами не ждали такой вот бойни, то ли решили, что сестра и зять дороже города – а не будут бунтовать!)
Тогда получается, что Тохтамыш действовал как союзник Донского или, скорее, как сюзерен, защитивший своего верного вассала от бунта «черни», которая всегда ищет того, кто больше пообещает – а Остей, видно, обещал!
И в результате москвичи наказаны, Дмитрий спасён и возвращён в Москву, ярлык Великого князя Владимирского опять достаётся Дмитрию (которого Тохтамыш при других обстоятельствах должен подозревать и отстранить от власти – а он это мог, царь Ордынский!)
Да, погибли горожане, но фраза «бабы новых нарожают» не вчера придумана, зато Дмитрий сохранил власть, деньги (уже сразу после погрома он отправил Тохтамышу чудовищную сумму – 8 тысяч рублей серебром – где взял, если город разграблен?), а вскоре московская дружина, удивительно спасшаяся в разгромленной Москве (или вышедшая из мятежного города вместе с князем), отправится по приказу Дмитрия наказывать Рязань за участие в нападении (что дозволено сюзерену, не дозволено другому вассалу).
Итак, Тохтамыш наказал москвичей за измену Орде, попытку уйти под руку Литвы, за бунт против верного вассала князя Дмитрия, а его сделал вновь Великим князем – всё по завету Чингизхана: измена карается смертью, верность награждается щедро.