Вдовая нестарая женщина имела небольшое хозяйство. Владела небольшой деревенькой, да 6-ю крепостными мужского пола. Богатство не великое. Кто ж позарится на такую нищую невесту, пусть и помещицу. Да еще ума помещица была не далекого.
Новое замужество
Она была довольно миловидна. Еще можно было устроить личную жизнь. Но мужчины к ней не захаживали. Ловить то там было нечего. Не капитальная разруха, но по помещичьим меркам – нищета.
Но все же счастье свое Акулина нашла. Правда, ее новым суженным стал не внезапно овдовевший богатый помещик-сосед, а кузнец с ее личного подворья.
Будущий супруг был не против. Видимо, в виду своей малограмотности и недальновидности решил, что ему выпал счастливый случай. Из крепостных станет дворянином. Как бы не так!
Любовь… зла
После заключения брака обнаружился один весьма неприятный инцидент. Из помещиц Фотиева перешла в крепостные. Сама стала дворовой, как и ее муж.
Эта неприятная история вскрылась, когда Акулине приспичило продавать землю вместе со всеми своими крепостными душами. Новоиспеченным супругам понадобились деньги. В документах черным по белому было написано, что она сама является крепостной и продается с остальными людьми.
Спешно собираясь замуж, Акулина совершила большую ошибку: не дала вольную своему будущему супругу. Кроме этого она не удосужилась взглянуть в бумаги и исправить количество душ.
В Российской империи действовал ряд синодальных законов, регламентировавших брачный институт. Если крепостная становилась женой помещика, то она автоматически получала статус свободного человека. Их дети становились дворянами. Такие пары осуждались обществом, родственники и соседи их сторонились.
Но если помещица выходила замуж за крепостного, крепостной становилась и она.
Подобные брачные отношения чаще всего скрывались. Церемонии проводили, предварительно подкупив священника, который не записывал информацию о брачующихся в метрические книги.
Дворянка могла сохранить свое положение, выйдя замуж не за дворянина, за свободного человека. Муж и их дети дворянского статуса не получали. А вот в случае замужества с крепостным – дело другое.
Свобода
Дворянин, купивший Акулину вместе с остальными крепостными, долго смеялся над всей этой историей, поражаясь глупости бывшей помещицы. Так уж ее опьянила любовь, что она позабыла о том, за кого собралась выходить замуж. Долго он не хотел отпускать Фотиеву.
Но мир не без добрых людей. В конечном итоге Акулину получила вольную. Постарались представители дворянского сословия. По происхождению она была дворянкой, а по документам освобожденной крепостной.
До нас эта интересная история дошла благодаря этнографу и историку Серафиму Серафимовичу Шашкову.
Изображение взято из открытого доступа.
Подписывайтесь на мой канал!
Ставьте лайки!
Делитесь публикацией в соцсетях!