Соотношение сторон — один из величайших стилистических инструментов, которым располагают киноделы.
До недавнего времени соотношения сторон были довольно стандартными.
Несколько десятилетий по ТВ гнали формат 1,33:1 (который позже стал 1,77:1 с HD TV), а большинство художественных фильмов было снято либо в формате 1,85:1, либо в формате 2,39:1.
Но в последнее время многие кинематографисты все больше экспериментируют с соотношением.
Например, возрождают старые форматы 1.66:1 и 2.76:1.
И кстати, такие нетрадиционные вещи не мешают добиться успеха.
Например, фильму "Маяк" уникальный визуальный стиль только усилил привлекательность.
Давайте немного погрузимся в мир соотношения сторон.
1.33:1 (4:3) – Классическое телевидение
1,33:1 — стандартный формат ранних кинофильмов.
В какой-то момент он вышел из моды, а сейчас мы снова наблюдаем его возрождение.
1,33:1 является наиболее “заметным” соотношением сторон, поскольку оно наиболее далеко от стандартного HD TV (1,77:1) – формата, к которому привыкла современная аудитория.
Формат довольно хорошо работает с ужасами и триллерами, потому что квадратная рамка ограничивает возможности просмотра.
Это может создать ощущение напряжения и клаустрофобии.
Примеры: Американская милашка, Маяк, Сын Саула.
1.66:1 – Европейский стандарт
Появился в Европе в качестве стандартного соотношения. 1,66:1 использовался в культовых фильмах, начиная от классики "Доктор Ноу" и "Заводной апельсин", и заканчивая современными фильмами.
Это соотношение сторон очень универсально.
Форма рамки идеально подходит для съемки крупным планом, что делает ее подходящей для драм, комедий.
Можно выбрать съемку в соотношении 1.66:1, если вы ищите искусную/ностальгическую эстетику.
Примеры: Обманутый, История Брака, Светская Жизнь, Последний черный В Сан-Франциско.
1.77:1 (16:9) – Стандарт широкоэкранного телевидения
Это соотношение сторон — наиболее распространенный формат, существующий сегодня.
Подавляющее большинство рекламных роликов и музыкальных клипов снимается в соотношении 1,77:1, как и должно быть.
То же самое касается многих документальных фильмов и пилотных серий.
Примеры: Мистер Робот, Безумцы.
1.85:1 – 35мм Кинофильм
1,85:1 уже давно является золотым стандартом голливудских фильмов.
Самые популярные фильмы были сняты в соотношении 1.85:1.
Например,"Сияние", "Таксист" и "Список Шиндлера".
Это только часть. Сегодня этот формат так же популярен, как и прежде. Например, его использовали в фильме "Джокер".
Примеры: Книга Джунглей, Парк Юрского Периода, Да здравствует Цезарь, Манчестер у моря.
2.39:1 – Широкоэкранный 35-мм
Это формат, который большинство современных кинематографистов ассоциируют с “кино”, так как его широкое полотно открывает много возможностей.
Нет лучшего формата для демонстрации драматического пейзажа или последовательности действий, чем 2,39:1.
Он также не имеет себе равных в своей способности расширять пространство в кадре, что гораздо сложнее сделать при других соотношениях сторон.
2.39:1 Примеры: Мстители, Черная пантера, Звезда родилась.
2.76:1 – Ультра Широкоэкранный / 70-мм
Недавно Квентин Тарантино снял в этом формате "Омерзительную восьмерку" с использованием объективов Panavision.
Это пример невероятного использования формата, так как он прекрасно дополнял повествование в фильме.
2.76:1 Примеры: Омерзительная Восьмерка, Бен-Гур.