В середине лета в подразделениях пограничного ОИСБ начался отбор кандидатов для обучения в Школе Сержантского Состава. В ШСС отправляли солдат после полугода службы, т.е. строго осеннего призыва. Затем, в команду будущих курсантов стали включать немного солдат-весенников, практически сразу, после пограничного учебного пункта.
Система отбора для ШСС строилась следующим образом. Командир отделения к положенному сроку (ближе, к августу ) обязан был предоставить одного кандидата из числа своих подчиненных для обучения в ШСС. Помимо выбора командира отделения, кандидат, должен был получить для ШСС комсомольскую путевку от комсорга взвода. Кандидатуры по месту службы ( в подразделениях) рассматривались, изменялись, отсеивались командирами рот и их заместителями по политической части. Затем, сформированный список кандидатов в ШСС направлялся на окончательное утверждение начальнику штаба ОИСБ. Ежегодный списочный состав направляемых в ШСС был определен, где-то, порядка двадцати человек.
У нас в 4-м взводе 1 ИСР, командиры отделений также определяли кандидатов в ШСС. Мой комод, сержант Яблочко выбрал меня. Всего от взвода было выбрано семь человек. К учебе в ШСС отношение было самым разным. После полугода службы мало, кто, прям так, туда "рвался". Скажем, никто не хотел снова, очутиться в духовской "шкуре". В этом плане весенникам после "учебки" было значительно легче,"окунуться" в привычную атмосферу "задроч.и".
Лично мне, тоже, не особо хотелось ехать на учебу. Единственным, стимулом для меня, являлась смена обстановки: на время забыть об опостылевшей стройке. В один из летних вечеров, нас кандидатов в ШСС построили в коридоре и стали по очереди вызывать в канцелярию. Двоих, раннее вызыванных, утвердили быстро. Третьим зашел я. Представился как положено. В канцелярии был целый совет: за столом сидели командир 1 ИСР, командир взвода, и старший прораб из гражданских. Рядом стояли заместитель командира взвода, командиры отделений, комсорг взвода. Взводный зачитал мою характеристику. Воцарилось молчание, которое, первым нарушил прораб. -Валера, - обратился он к ротному,- мы же договорились, отделочников не трогать! -Ну,да,- невнятно промычал капитан,- ну нам тоже из подходящих солдат, нужно готовить сержантов. - А, ты сдавать в срок объект с кем будешь? Все согласовано с главным инженером батальона - с Балаклавы отделочников никуда не отсылать! -Хорошо, ротный, обратился к остальным,- у кого есть что сказать по рядовому. Тут, внезапно, слово взял комсорг ( мы были с ним в одном отделении). -Нет, не надо его отправлять. Мы рассматриваем его для комсомольской работы во взводе, возможно, внесем его кандидатуру для выборной должности комсорга, тем более, такой работой он занимался в "учебке". Ну и все. Мне сказали быть свободным и вычеркнули из списка. Из семи человек утвердили пять. Тот, которого не утвердили, подошел ко мне и предложил написать рапорт, чтобы, вновь рассмотрели наши кандидатуры. Я отказался. Как-то показалось, стыдным, опять навязываться. А паренек ничего такого не испытывал: тут же написал рапорт и еще полночи "скулил" у канцелярии. В итоге его в список внесли.
Немного о самой Школе Сержантского Состава. Эта сержантская "учебка" находилась в Москве, и готовила сержантов-бригадиров для Военно-Строительного Управления КГБ СССР. Учили четыре месяца.
Большая часть курсантов была из строительных подразделений войск правительственной связи КГБ СССР, специальной службы (радиоразведка) 16 Управления КГБ СССР, Хозяйственного управления (ХозУ) КГБ СССР. Отсюда, были, часто натянутые отношения с "шурупами" (хотя, они гордо именовали себя "ГБ"). Из пограничников, кроме нас, приезжали на учебу еще с Сочи и Анапы ( возможно и из других пограничных строительных частей). Курсовыми сержантами (командирами отделений) могли быть как наши пограничники, так и "шурупы". Офицеры ШСС тоже были чернопогонники.
Не знаю, насколько сильно в ШСС гоняли, но к нам в ОИСБ обязательно возвращали двух-трех отчисленных. Обычно по приезду, они попадали в БЗ - "большую зал.." и отправлялись на самые тяжелые работы.
Кто заканчивал с отличием ШСС - присваивали сразу сержанта, но это был редкий случай. В ОИСБ выпускники ШСС занимали соответсующие должности командиров отделений. Аналогично, только минуя ШСС, можно было, построить на "рвачестве" и подхалимстве сержантскую "карьеру" начиная с ефрейтора. Главное иметь отличные отношения с офицером, комвзвода или комроты. У "новоиспеченных" сержантов ШСС бригадирские "навыки" никак не проявлялись в строительстве, где, все бригадирские должности занимали исключительно гражданские вольнонаемные специалисты.
В оформлении использованы фотографии с сайтов: forums.pogranec.by ok.ru
Уважаемые читатели! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь своими воспоминаниями!
Другие материалы на авторском канале Погранец на стройке