Найти тему
Letundra и её новости

«Передел» туристического рынка: как банкротства игроков и появление национального туроператора повлияют на цены

Оглавление

На связи Letundra! В то время, как туроператоры массово ликвидируются, «Библио-Глобус» выходит на новый уровень — аэропорт «Шереметьево» объявил о покупке крупнейшего российского туроператора. Сулит ли появление на рынке национального оператора снижение цен на перелёты и туры? Какие перемены предстоят в сфере туризма, и каковы последствия сделки для потребителей?

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Игроки «на выход»

Только за первый год пандемии COVID-19 рынок покинули до 40% турагентств, то есть чуть меньше половины! Сильнее пострадали фирмы Москвы и Санкт-Петербурга, поскольку именно там туры за рубеж наиболее востребованы. Коронавирус закрыл границы между странами и, как следствие, сорвал туристические поездки. Образовавшаяся по причине «форс-мажора» задолженность туроператоров перед клиентами составляет, по данным АТОР, 7 млрд рублей.

Туроператоры, не справляясь с финансовыми обязательствами, массово подают на банкротство или меняют сферу деятельности. И разоряются не только мелкие фирмы, но и входящие ТОП-30 по РФ. Например, «Натали турс» с долгами на момент банкротства свыше 1 млрд рублей. Только в рамках первого осеннего приказа 2021 года, Ростуризм удалил из реестра 8 туроператоров. Часть фирм ликвидируется, часть меняет сферу деятельности, а часть не может предоставить подтверждение финансового обеспечения деятельности. Сегодня работают 384 компании, но эксперты утверждают, что рынок продолжит «зачистку».

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Контрольная закупка: «Шереметьево» идёт в туризм

Ситуацию на рынке изменит и появление крупного игрока — национального оператора. 12 августа 2021 года появилась подтверждённая информация о том, что аэропорт «Шереметьево» покупает контрольный пакет акций крупного туроператора «Библио-Глобус». По договору Международный аэропорт Шереметьево должен получить долю в 75% в уставном капитале компании. Стоимость сделки не озвучивается. На данный момент стороны ждут согласия ФАС на оформление сделки, её завершение намечено на конец сентября.

«Библио-Глобус» на рынке с 1994 года. По мнению экспертов, по объемам турпотока компания на самых верхних строчках рейтинга туроператоров России.

В 2019 году её уже планировала приобрести крупнейшая британская компания Thomas Cook. Стоимость покупки, при соблюдении ряда условий по доходности в первые годы, достигала 150 млн долларов. Однако скорое банкротство покупателя привело к возврату задатка в размере 7 млн долларов и отказу от сделки.

Зачем «Библио-Глобусу» продавать ¾ компании

27 лет компания полностью принадлежала основательнице — Юлии Туголуковой. Однако в последние годы информация о продаже всё чаще мелькает в прессе. Уходить из бизнеса основательница не планирует, более того у неё останется миноритарный пакет. Чем же интересна такая форма сотрудничества с «Шереметьево»?

В первую очередь, партнёрство с самым крупным аэропортом РФ, тем более с такой весомой долей в капитале, безусловно, значительно поднимет имидж туроператора. Кроме того, доля, хотя и всего в 2,43%, в ООО «Шереметьево» принадлежит «Аэрофлоту». И отношения «Библио-Глобуса» с авиакомпанией должны стать ближе. Вероятно, льготы «для своих» будут выгодны не только сторонам, но и клиентам компаний.

Сделка уже сейчас усилила внимание туристов и партнёров к «Библио-Глобусу», а значит, выделила оператора среди конкурентов. Очевидно, что это повысит уровень доверия клиентов, что в наши неспокойные времена критически важно. Поскольку с начала пандемии раннее бронирование стало совершенно не актуальным, и в целом верить обещаниям операторов туристы не спешат.

К тому же, вероятно, впоследствии оператор сможет рассчитывать на инвестиционные вливания, что позволит обеспечить быстрое развитие и увеличить прибыль. ООО «Шереметьево холдинг» контролируют богатейшие люди страны, в числе которых Аркадий Ротенберг. Очевидно, что это не случайная сделка, а тщательно спланированное инвестирование в прибыльный проект.

С другой стороны, 1/4 доля акций аэропорта принадлежат Росимуществу, иначе говоря, государству. В связи с этим, туроператор за счёт партнёрства получит мощную административную поддержку и льготное финансирование. Многие полагают, что при распределении важных для развития туризма квот теперь преимущество будет у «Библио-Глобуса». Кстати, ранее именно сотрудничающей с этим оператором авиакомпании «Россия», «выдали» все рейсы из России в Египет.

Фактически, заручившись поддержкой «Шереметьево», в России появляется национальный оператор, способный поглотить огромную долю рынка. В нынешних условиях, когда туристическая отрасль и так пришла в невиданный упадок, конкуренция с глобальным оператором может только ускорить уход с рынка мелких компаний.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Зачем «Шереметьево» нужен «свой» туроператор

Если с преимуществами, открывающимися перед «Библио-Глобусом», всё понятно, вопрос о том, в чём выгода для самого «Шереметьево», остаётся открытым.

«Шереметьево» считается самым крупным российским аэропортом, осуществляющим как пассажирские, так и грузовые перевозки. Однако ограничения, связанные с пандемией, оказали негативное влияние и на крупнейших игроков рынка. Прибыль «Шереметьево» за 2020 год упала вдвое по сравнению с 2019, а убытки составили порядка 187 млн рублей. Вероятно, именно финансовые сложности и желание укрепиться на рынке способствовали грядущему слиянию.

По официальной версии, аэропорту интересен синергический эффект сделки. Логично: крупнейший туроператор России сливается с её крупнейшим аэропортом, за счёт чего пассажирский поток, а, следовательно, и доход, увеличиваются для обеих сторон.

Национальный оператор: выгода для потребителя

Стороны сделки «в плюсе», однако не стоит забывать, что, так или иначе, всё это делается с целью привлечь потребителей. Вероятно, будет сделан упор на развитие организованного туризма, завоевание доверия клиентов, повышение качества оказываемых услуг, и, вероятно, внедрение новых государственных программ, чтобы сделать авиасообщение и туризм более доступным для граждан.

Кстати, появление подконтрольного туроператора не менее интересно и для государства. С таким инструментом создание национального проекта по масштабированию внутригосударственного туризма становится проще и доступнее. Большинство экспертов полагают, что сделка, по сути, заключается в первую очередь в интересах страны. А государство, в свою очередь, должно позаботиться о выгоде и преимуществах для своих граждан.

Государственное стимулирование внутреннего туризма

Я уже писала о том, как государство активно стимулирует внутренний туризм после спада спроса. Летнюю программу кэшбэка от Ростуризма признали успешной, и уже заявлено о запуске зимней.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Сделав выводы, Ростуризм решил отказаться от действия программы в периоды и без того высокого спроса, поэтому в новогодние праздники поддержки от государства ждать не придётся. По поводу кэшбэка за детский отдых в летних лагерях вопрос остаётся открытым. Однако в целом за летний отдых (ориентировочно с мая по сентябрь) возврата получить больше не удастся.

Напомню, что программа туристического кэшбэка была запущена в августе 2020 года. На программу было выделено 6,7 млрд рублей. Участникам возвращалось 20% на карту «Мир» от полной стоимости покупки, но не больше 20 тысяч рублей за один тур от 3 дней.

Программа кэшбэка показала свою пользу в привлечении туристов, поэтому, возможно, появление нового национального оператора при поддержке государственных структур, позволит больше развить внутренний туризм.

Если статья была вам интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Ваша Letundra!

Также может быть интересно:

Кэшбэк от Ростуризма: реальна ли выгода и для кого именно

Бархатный сезон в России: плюсы, минусы, выгода

Незабываемое путешествие на Сахалин: личный опыт