Найти в Дзене
дневник ролевика

Почему многие древние боги-кузнецы - хромые: неожиданная версия

Как помнит всякий образованный человек, бог-кузнец древних греков Гефест был хром на одну ногу. Таким же хромоножкой был Вёлунд, бог-кузнец древней Скандинавии и Северной Германии (кстати, эльф по происхождению). Таким же хромым - Тваштар, индийский бог-кузнец ведической эпохи. Также, по некоторым упоминаниям, хромотой отличался Тлепш, бог-кузнец полулегендарного народа нартов (сейчас - персонаж адыгской мифологии).

Во всех этих случаях хромоте божества есть какое-то сюжетное оправдание. Как правило, персонажа кто-то преднамеренно покалечил. Гефеста в младенчестве вышвырнула с Олимпа собственная мать Гера (некрасив младенчик был, эстетическое чувство богини взыграло), Вёлунда - шведский конунг Нидуд, чтоб не удрал с острова, на котором его держали в плену, например.

Но общая статистика интересна: в представлении многих древних народов, славных развитыми металлургическими традициями, бог-кузнец - очень часто хромой. При этом народы между собой зачастую никак не связаны - где та Индия, и где Скандинавия?

Почему так? Интересную версию подкинул Константин Полиновский, один из читателей этого блога - правда, озвучил ее в другом паблике, но не суть...

Дело в том, что исторически появлению классической оловянистой бронзы предшествовала бронза мышьяковая. В медь добавлялось не олово, а мышьяк. Мышьяковистая бронза в Средиземноморье применялась почти до середины собственно бронзового века, по качеству она особенно не отличается от оловянистой.

Но есть нюанс: при переплавке изделий из мышьяковистой бронзы мышьяк испаряется (в отличие от олова). Испарения мышьяка, вдыхаемые длительное время, приводят к хроническому отравлению мастера, которое часто выражается в частичном параличе конечностей и приводит к инвалидизации. В частности, к хромоте. Есть и другие симптомы, но этот для стороннего наблюдателя - самый очевидный.

Все перечисленные выше народы "проходили" в своем развитии бронзовую металлургию. Соответственно, у них у всех мастера (правда, не кузнецы, а скорее литейщики) часто с возрастом становились инвалидами. Издержки профессии, увы...

С наступлением Железного века мышьяковистая бронза ушла в прошлое - а вот сложившиеся образы сохранились и сакрализировались. Со временем им подобрали "логичные" обоснования - например, случайные травмы.