Сейчас во всех вузах страны студенты изучают такую дисциплину, как #культурология . Меж тем она была сформулирована как отдельная дисциплина только в ХХ веке, то есть совсем недавно, и сделал это американский исследователь Лесли Элвин Уайт. Он стал студентом Чикагского университета только в 24 года (сейчас в этом возрасте люди обычно уже заканчивают вуз). Поступил он туда учиться на социолога, потому что надеялся в этой науке найти ответ на вопрос, почему люди ведут себя так, как они себя ведут? Что определяет поведение людей?
Однако, по мере погружения в социологию, Уайт понял, что ответа тут он не найдет, поэтому решил заняться также антропологией. К тому времени определился круг его интересов: Уайта интересовало не поведение людей как таковое (иначе б он занялся, в конце концов, психологией), а культурные аспекты этого поведения. Поиски в этом направлении и привели Уайта к тому, что он переосмыслил эволюцию культуры и обосновал необходимость новой науки — культурологии.
В определении культуры Лесли Уайта упор делается на чисто человеческую способность, отличающую его от всех прочих живых существ — умение придавать символическое значение всему на свете. Исследователь придумал термит "символат", к которому относил такие явления, как идеи, отношения, обычаи, модели поведения, искусство, язык, орудия труда и т.д. Короче, все, что так или иначе присуще людям.
Подходы к этим символатам Уайт делил на два вида: соматический и экстрасоматический. В первом случае речь идет о таких символизированных предметах и явлениях, которые связаны с организмом человека (это изучает психология), а во втором случае они связаны друг с другом и образуют то, что мы называем культурой. И изучать их должна отдельная наука — культурология.
Уйат выделял три рода символатов: первый — идеи и отношения, второй — действия, третий — материальные объекты, вещи. И все это — #культура . Таким образом, согласно американскому исследователю, культурой можно назвать все то, что зависит от способности человека к символизации, и что можно рассматривать в экстрасоматическом контексте.
Уайт рассматривал культуру как постоянно эволюционирующее явление. Он считал, что, как и в природе, стадии развития цивилизации вырастают одна из другой. В культуре он видел три основных процесса:
1) временной, который изучает история, тут речь идет о хронологической последовательности событий;
2) формальный, который показывает явления как вневременные, с точки зрения их структуры и функций;
3) формально-временной, который связывает первые два процесса, показывая явления в виде временной последовательности форм.
Рассматривая развитие культуры как эволюционный процесс, Уайт подчеркивал, что он не изучает уникальность событий, а выявляет общие свойства. То есть, культурологию интересуют не частности, а универсалии, которые могут объяснить частности.
Уайт видел в культуре организованную систему, а в человечестве — единый организм с множеством культурных традиций. Внутри системы он выделял три части: технологическую, социальную и идеологическую. Все они влияют друг на друга, но технологическая все же является основополагающей. От нее зависит сама жизнь человека, поскольку она связана с энергией, необходимой для этого. Именно технологические средства (какими бы они ни были в разные эпохи) извлекают и используют энергию. Уйат выявил прямую связь между увеличением количества энергии, потребляемым в год на душу населения, и развитием культуры.
Так в чем новизна теории Уайта? Он создал, ни много, ни мало, новую науку, дал начало новой традиции в гуманитарном знании, обосновал системный подход в изучении культуры.
#наука #общество
Читайте еще на моем канале:
Что бы мы делали без стресса? О том, как он влияет на жизнь общества
А вот еще интересное в блоге моего мужа: