Природа щедро наделила ее всем, о чем только может мечтать артист: самобытность, талант, ум, невероятная харизма. На спектакли с участием Раневской невозможно было достать билет. А ее высказывания тут же становились крылатыми.
Лишь одного была лишена неподражаемая Фаина Георгиевна - обычного женского счастья и семьи. Откровенно-ироничная, уверенная в себе внешне, Раневская была невероятно ранима и столь же одинока.
Она родилась 27 августа 1896 года и была пятым ребенком в семье Гирши Хаимовича Фельдмана, самого богатого человека в Таганроге. Отец - тот самый владелец "заводов, газет, пароходов", мама - домохозяйка, посвятившая свою жизнь мужу и детям.
Девочка родилась болезненная, долго заикалась, за что ее дразнили старшие братья. Тогда Фаина впервые и продемонстрировала свой характер и остроумие, не давая спуску обидчикам. В 12 лет она впервые оказалась в театре на спектакле " Вишневый сад" и в тот же день решила непременно стать актрисой.
Отец пришел в ярость от такой глупости, сказав, что актриса должна быть, как минимум, красива.
Фаина действительно не отличалась особой привлекательностью. А на фоне своей красавицы сестры Изабеллы, высокая, нескладная, с длинным носом, она чувствовала себя "гадким утенком". Но от мечты не отказалась.
Позже она скажет:
С упорством, Фаина начала заниматься в театральной студии А. Ягелло, не пропуская ни одной постановки в местном театре. А вскоре объявила родителям, что отправляется в Москву, чтобы стать настоящей актрисой. И уехала, несмотря на рыдания матери и негодование отца. Больше ей не суждено было увидеть родных, в 18 году семья, спасаясь от революции, эмигрировала в Европу, Раневская же осталась в Москве.
Василий Качалов
Там и случилась ее первая большая любовь. Избранником стал известный актер МХАТ Василий Качалов. Она влюбилась в него с первого взгляда. Как многие поклонницы, дежурила под окнами, не пропускала ни одного спектакля, и каждый день писала ему письма.
Только одно она решилась отправить. Но не с признаниями в любви, а о страстном желании играть с ним на одной сцене. Может оттого, Василий Качалов и не оставил это письмо без внимания. Между ними завязалась переписка. Раневская мечтала о любви, а случилась по-настоящему сердечная дружба. Качалов познакомил ее с Маяковским, Ахматовой и Немировичем-Данченко.
Как вспоминает Алексей Щеглов, сын близкой подруги Фаины Раневской: Василий Иванович Качалов частенько захаживал к ней в гости, а на столе Фаины Георгиевны всегда стояла фотография любимого друга с его надписью: «Покурим, покурим, Фаина, пока не увидела Нина».
Федор Толбухин
Они познакомились случайно о время гастролей Фаины Георгиевны в Тбилиси. Маршал Советского Союза тогда командовал Закавказским военным округом. Он покорил Раневскую своей невероятной застенчивостью.
Они встречались все время, пока Фаина Георгиевна выступала в Тбилиси. Была ли это просто симпатия, дружба или нечто бОльшее - трудно сказать. Раневская говорила, что каждая их встреча доставляла обоим огромное удовольствие, им всегда было о чем поговорить. Она отзывалась о Федоре Ивановиче с большой нежностью, ни разу не позволив себе ни тени иронии, так ей присущей.
Подруга Фаины Георгиевны, Елизавета Абдулова, вспоминала: Фаина была увлечена маршалом. Да и не удивительно. Его интеллигентность, образованность и невероятная галантность восхищала всех, кто когда-либо был знаком с Толбухиным.
Но этой сердечной дружбе суждено было закончиться очень быстро: Федор Толбухин скончался через два года после их знакомства.
Окруженная ореолом славы и поклонниками, Фаина Георгиевна прожила всю жизнь одна. Но, к сожалению, нередко именно одиночество становится платой за талант.