Найти тему
RockTherapy

1975-1980: короли мейнстрим-рока

Оглавление

Рок в начале 1970-х годов изобиловал конкурирующими стилистическими подходами, которые относительно легко отличить друг от друга. Однако к середине десятилетия эти стили начали смешиваться. Мейнстрим-рок во второй половине десятилетия рассматривается как процесс стилистической консолидации. Важно понять, как мейнстрим-рок продолжил и расширил более ранние стили, а также объединил элементы, которые ранее использовались для различения этих самых стилей.

Ряд основных групп, появившихся во второй половине 1970-х годов переняли черты более ранней музыки, приспособив их к новым, более ограниченным форматам радио.

Хард-рок

Boston by Ron Pownall (1976)
Boston by Ron Pownall (1976)

Группа Boston смешала блюз-рок с аспектами прогрессивного рока, создавая музыку, которая хорошо продавалась и пользовалась успехом на радио. Их первый альбом Boston был выпущен в начале 1977 года и быстро поднялся на третье место в чартах альбомов. Компактная рок-песня "More Than a Feeling" с несколькими очень организованными инструментальными секциями прекрасно отражает подход группы.

Следующий альбом Don't Look Back (1978), казалось, обеспечил им дальнейший успех, но спор с лейблом звукозаписи не позволил выпустить долгожданный Third Stage до 1986 года.

Foreigner by Len DeLessio
Foreigner by Len DeLessio

Если бы какая-нибудь группа конца 1970-х и показала, что успех на радио может быть достигнут благодаря слиянию популярных стилей ранних 1970-х, это были бы Foreigner. Сформированная гитаристом Миком Джонсом и включающая вокал Лу Грэмма, группа выпустила дебютный альбом Foreigner (1977), который вместе с хитами "Feels Like the First Time" и "Cold as Ice" быстро обеспечил группу американской аудиторией.

Следующий альбом Double Vision (1978) содержал синглы-хиты "Hot Blooded" и "Double Vision". Вокальный подход Грэмма явно проистекал из интереса к ритм-н-блюзу, в то время как гитарные хуки Джонса в стиле блюз-рок двигали песни вперёд. Однако отличием от традиционного подхода к блюз-року было заметное использование клавишных, явно под влиянием прогрессивных рокеров, таких как Yes и Emerson, Lake & Palmer, но уменьшенных до размеров, удобных для радио.

Journey by Barry Schultz (1977)
Journey by Barry Schultz (1977)

Journey - ещё один пример новой группы, сформированной бывшими участниками. Ранее будучи в составе Santana, гитарист Нил Шон и органист Грег Роли объединились с басистом Россом Валори (ранее был в группе Стива Миллера) и барабанщиком Эйнсли Данбаром (ранее был в группе Заппы), чтобы создать инструментальное ядро новой группы.

Journey имели умеренный успех, пока не пригласили солиста Стива Перри для своего четвертого альбома Infinity (1978). Альбом содержал такие радио-хиты, как "Lights" (хороший пример рок-баллады группы) и "Feelin’ That Way" (пример более хард-рокового подхода).

Благодаря парящему тенору Перри и тяжёлому, гитарному звучанию группы, стиль Journey во многом опирался на наследие прогрессивного рока. По мере завершения десятилетия популярность Journey росла, и альбом Departure (1980) стал первым альбомом группы в Топ-10, а Escape занял первое место в 1981 году.

Van Halen by Lynn Goldsmith (1982)
Van Halen by Lynn Goldsmith (1982)

Музыка Лос-Анджелесской группы Van Halen, благодаря виртуозной игре на гитаре Эдди Ван Халена и эксцентричности солиста Дэвида Ли Рота, дала общее представление о зарождающейся калифорнийской металлической сцене, которая исследовала старые формы рока совершенно новыми способами. Группа штурмовала чарты в конце 1970-х со стилем, который сочетал жёсткий рок с блюзовым вокалом и футуристическим исполнением на гитаре. Их альбом Van Halen (1978) содержал кавер-версию песни The Kinks "You Really Got Me" и, возможно, их самый известный трек "Runnin’ with the Devil".

Van Halen быстро стали любимцами радио, а альбомы Van Halen II (1979) и Women and Children First (1980) чётко определили группу как одну из самых многообещающих новых мейнстрим-рок-групп. Во многом подход Van Halen обязан более ранним британским блюз-рокерам, особенно Deep Purple.

Прогрессивный рок

По большей части движение прогрессивного рока израсходовало свою энергию к середине десятилетия: King Crimson распались, Питер Габриэль ушел из Genesis, и многие другие группы сворачивали свою деятельность. Yes были исключением: альбом Going for the One 1977 года занял первое место в чартах США и Великобритании (в том же году, когда панк начал завоёвывать Англию).

Во многих отношениях только двум американским группам выпало преобразовать стиль прогрессивного рока под радио конца 1970-х: Kansas и Styx.

Kansas (1977) from Pinterest
Kansas (1977) from Pinterest

Kansas пользовались умеренным успехом до своего четвертого альбома Leftoverture (1977), в котором содержался хит "Carry On Wayward Son".

С текстами гитариста Керри Ливгрена и пением Стива Уолша, Kansas избавились от некоторой экстравагантности, связанной с прогрессивным роком, сократив свои треки до четырех минут, приемлемых для радио. Самым успешным альбомом группы был Point of Know Return (1978) с балладой "Dust in the Wind".

Styx by Michael Ochs Archives
Styx by Michael Ochs Archives

Как и Kansas, чикагская группа Styx уменьшила грандиозность прогрессивного рока до более экономичного вида. Хотя Styx часто пели на прогрессивные темы, такие как космос, будущее и научная фантастика, и группа создавала длинные треки, их музыка была далеко не такой сложной, как прогрессивный рок Yes или Genesis.

После выпуска хита "Lady" (1975), они добились значительного коммерческого успеха только на седьмом альбоме. The Grand Illusion поднялся до шестого места в чартах США в 1977 году, включив "Come Sail Away" - трек, в котором сочетаются клавишные в стиле Вейкмана с более простым подходом к поп-року. Styx продолжали наслаждаться хитовыми альбомами в 1980-х годах с Cornerstone (1979), Paradise Theater (1981) и Kilroy Was Here (1983).

Rush by Lynn Goldsmith (1981)
Rush by Lynn Goldsmith (1981)

Возможно, самая стойкая из групп под влиянием прогрессивного рока, появившихся в во второй половине 1970-х годов, - канадское пауэр-трио Rush. Группа впервые заявила о себе в 1976 году своим четвертым релизом, концептуальным альбомом 2112, а затем последовала серия записей, которые становились всё более популярными. В 1980 году Permanent Waves занял четвёртое место в Соединенных Штатах, когда большинство групп отказывались от амбициозных концептуальных альбомов. Поскольку группа зависела от игры на гитаре Алекса Лайфсона, а не от клавишных, их звучание избежало некоторых классических претензий, которые вызвали столько критики оригинальных прогрессивных рок-групп.

Высокий вокал басиста Гедди Ли напоминал как Yes, так и Led Zeppelin. Виртуозная игра на барабанах Нила Пирта и амбициозно поэтичные тексты песен также ясно дали понять, что в музыке Rush нет возврата к простоте. Канадское трио остается коммерчески успешным и по сей день, с самыми продаваемыми альбомами и распроданными турами - хотя большинство других прогрессивных групп давным-давно распались.

ELO by Fin Costello (1979)
ELO by Fin Costello (1979)

Североамериканские группы были не единственными, кто переработал стиль прогрессивного рока. Electric Light Orchestra (ELO) была сформирована из руин британской психоделической группы The Move. Вскоре она стал средством выражения творчества гитариста Джеффа Линна, чей стилистический долг эре Sgt. Pepper группы Beatles ни с чем не спутаешь. ELO взял идею рок-группы с камерным струнным сопровождением, разработанную Beatles на таких треках, как "Strawberry Fields Forever" и "I Am the Walrus", и сделал её своим фирменным стилем.

После умеренного успеха в Великобритании в течение первой половины десятилетия, ELO пробились в Соединенные Штаты со своим пятым альбомом Eldorado (1975), в котором содержался хит "Can’t Get It Out of My Head" (1975). Затем группа выпустила серию синглов, в том числе "Evil Woman" (1976), "Telephone Line" (1977) и "Don't Bring Me Down" (1979).

Queen by Bob Gruen (1977)
Queen by Bob Gruen (1977)

Стилистически эклектичные аспекты творчества поздних Beatles и более позднего британского прогрессивного движения также вдохновили Queen. С пением Фредди Меркьюри и гитарой Брайана Мэя, группа добилась своего первого успеха в Великобритании с Queen II (1974). Альбом Sheer Heart Attack (1975) привлёк к Queen внимание слушателей в Америке, в то время как A Night at the Opera (1976), с экстравагантной "Bohemian Rhapsody", позиционировал группу как нечто среднее между гламурными аспектами Дэвида Боуи и классическими амбициями прогрессивных рокеров.

Queen продолжили свой успех в конце 1970-х годов с A Day at the Races (1977) и News of the World (1977), последний из которых содержал ставшие бессмертными хиты "We Will Rock You" и "We Are the Champions".

Ещё больший успех последовал в начале 1980-х годов с выпуском The Game (1980) с хитом "Another One Bites the Dust". В то время как многие поклонники были убеждены, что Фредди Меркьюри гей (возможно, это было вызвано использованием ярких сценических костюмов), сам певец никогда полностью не раскрывал свою сексуальную ориентацию публике. Однако его смерть от СПИДа в 1991 году повысила осведомленность общественности о болезни, которая в течение нескольких лет разрушала гей-сообщество.

Freddie Mercury by Charlyn Zlotnik (1980)
Freddie Mercury by Charlyn Zlotnik (1980)

Смерть такой выдающейся рок-звезды как Фредди Меркьюри также заставила многих поклонников рока противостоять сексуальным стереотипам, позволяя многим музыкантам-гомосексуалистам чувствовать себя комфортно, раскрывая свою сексуальную ориентацию общественности.

Благодарю за интерес к моим статьям!

Присоединяйся к нам в @rocknrolltherapy, если любишь рок!

#хардрок #прогрессиврок #рокнролл #progressiverock #RUsh #boston #queen #styx #vanhalen #1970s