Императорский фарфоровый завод, в советское время носивший имя Ломоносова, сегодня считается старейшим в России. В Европе это третье по масштабам промышленное предприятие, выпускающее фарфор. Его создали по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году. На протяжении нескольких веков на предприятии делали эксклюзивные и дорогие предметы по заказу российских императоров. Даже изделие в единственном экземпляре по приказу императора повторялось еще раз для созданного при заводе музее.
Можно с уверенностью сказать, что российские ученые изобрели рецепт фарфора независимо от европейцев и китайцев. Русский ученый Дмитрий Виноградов разработал собственный состав и технологию производства первого русского фарфора. Он использовал для этого глину из Гжельской волости с добавлением кварца и алебастра из Олонецка. Его рецепт включал более 40 ингредиентов. Это только фарфор. А еще - глазурь, которой покрывались изделия. Благодаря трудам Ломоносова был получен фарфор «белее саксонского», открыт оптимальный состав с включением полевого шпата. Екатерина II присвоила предприятию статус завода и наименование «Императорский».
Так начался золотой век русского фарфора.
В советское время было налажено изготовление тонкостенного фарфора. Он очень красив, он белый и прозрачный. Появились разнообразные формы, применялась ручная роспись даже для рядовых изделий и появился уникальный стиль оформления. Эти серии и сейчас очень ценятся во многих странах мира, коллекционеры готовы платить немалые суммы за сервизы с клеймом ЛФЗ.
С тех пор это производство - самое масштабное в России. Сколько было выпущено шедевров, радующих многие поколения! Давайте вместе полюбуемся на самые красивые сервизы, выпущенные в разное время.
Начнем с самого известного дизайна посуды завода. На Брюссельской выставке в 1958 году комплект с синим рисунком в виде сетки получает золотую медаль. Считается, что ее вдохновили на этот рисунок окна домов с наклеенными крестами бумаги. Автор А. А. Яцкевич не дожила до дня своего триумфа. Эта художница сделала очень много для завода. О ней я писал очень интересную статью. Посмотрите на этот фарфор:
Очень красив сервиз с нежными голубыми цветами. Он появился в 30-е годы. Придумал первый рисунок этого сервиза художник И. И. Ризнич. В 60-е выпущен немного иной округлый на вид сервиз с крупными синими соцветиями и золоченой окантовкой, автором которого была Н. Славина.
Позже появилась новая форма - "тюльпан". Эти сервизы, состоящие из чайника, молочника, шашки и блюдца, были оформлены Л. И. Лебединской. Беспалов-Михалев создали еще одну форму - «репка» . Так появились пузатые чайники и чашки с голубыми бутонами на белом поле. Эти все наборы объединяет трехцветная гамма узоров – сине-черно-золотая.
Наверняка Вы видели у родных, а может и у себя в шкафу эти красивые рисунки. Набор "Золотая осень" был выпущен в 70-х годах XX века. Сервиз состоял уже из многих предметов.
Кроме чайных пар, чайника и сахарницы включает молочник, тарелки для десерта, вазу для цветов, пирожковое блюдо. Главный элемент оформления — осенние листья. Люстровые красители придают рисунку особый металлический блеск. Форма чашек уже нам знакома — «тюльпан».
Еще один сервиз называется «Щедрая осень». Он еще ярче, чем предыдущий. Рисунок осенней позолоты листьев дополнен ярко-оранжевыми плодами. Мазки ручные, крупные, очень фактурные и напоминают хохломскую роспись. Придумал а этот рисунок А. Н. Семенова. Была использована новая форма - «ландыш».
Этот роскошный кофейный сине-золотой сервиз с изображением фантастических кобальтовых птиц в обрамлении золотой листвы называется "Золотой сад". По внутреннему контуру чашек и по крышечке чайничка проходит растительный ободок из золотых мазков, нанесенных вручную. Для сервиза использовалась форма «тюльпан».
Необычный сервиз - "Северный". Чашечки - с орнаментом в стиле северных народов СССР и ярко красными блюдцами без орнамента. Позолота использована очень скромно - на крышечке чайничка.
Очень эффектный сервиз для кофе называется "Зимний вечер". Это яркий образец синего кобальтового фарфора. Темный кобальтовый узор с золотой росписью поверху плюс позолоченная окантовка. Этот сервиз не долго не выпускали из-за своей высокой стоимости в связи с большим объемом ручного труда. Но сегодня он периодически появляется в продаже. Автором этого сервиза был Городецкий В. М.
Роскошный, самобытный и узнаваемый сервиз "Роза". В 60-70 гг. были произведены несколько чайно-кофейных наборов. С сиреневыми и с розовыми цветками, с позолоченной окантовкой и с перламутровой глазурью. Для каждого характерен уникальный дизайн.
"Колокольчики". Это высокохудожественное произведение – рифленый фарфор, ручная роспись, золотой кант по краю. В комплект входило 2 чайника – большой и маленький, сахарница, молочник, чайные пары и тарелки для десерта.
Сервиз "Народные узоры" на шесть персон создан из твердого фарфора с использованием деколи и ручной надглазурной росписи золотом. Этот сервиз содержит много элементов с ручной надглазурной росписью и росписью золотом.
Эта самая сочная по колориту, эмоционально насыщенная роспись. Когда смотришь на этот сервиз ощущается праздник, народная карусель с фигурками коней, петухов, сказочных птиц и диковинных цветов ярмарочного балагана.
Рисунок "Народные узоры" создан в 1957 году заслуженным художником РСФСР Воробьевским Алексеем Викторовичем. Форма "Весенняя" была создана в 1949 году заслуженным художником РСФСР Яковлевой Серафимой Евгеньевной (1910 - 1993 гг.) и до сих пор является одной из самых популярных форм благодаря простому, но лаконичному дизайну.
Два похожих сервиза называются "Рябина" и "Черноплодная рябина". Последний изготовлен в традиционной форме «тюльпан» и включает стандартные принадлежности для чая. На белую поверхность нанесены фиолетовые ягоды с разноцветными листьями. Вариант «Рябина» выполнен в форме «ландыш» с рисунком в виде оранжевых ягод и ржавой рябиновой листвы.
В комплект, кроме стандартных предметов, включены десертные тарелки.
«Фрукты». Это сине-зеленый сервиз с рисунком из винограда, слив, груш и яблок в обрамлении листьев и золотой ручной росписи. Кроме стандартного состава, есть ваза для фруктов и конфетница.
Очень поход на этот сервиз еще один - "Виноград"
Особенно эффектно смотрятся белые с росписью чашечки на блюдцах глубокого синего цвета.
Именно такой сервиз долго стоял у нас в серванте - подарок родителей на свадьбу моих родителей. Жаль, что часть чашечек с большими трещинами и сколами. Он очень красив!
Современные изделия очень часто критикуются поклонниками фарфора. Но есть сервизы, которые, несомненно, становятся классическими на наших глазах. К таким относится сервиз "Золотые ромашки". Создан он был еще в 1970 году. В него входили и чайные, и кофейные наборы. Затем его сняли с производства. С 2012 года выходит в обновленном виде. Автором этого красивого сервиза являются скульптор Серафима Яковлева и художник Лариса Григорьева. Предметы из этого сервиза можно приобрести и по отдельности.
Еще один современный сервиз - «Розовый цветок». Коллекция выполнена в лучших классических традициях. Изящный вид, изогнутые ручки, позолоченный орнамент создают изысканную композицию.
«Пейзажный фриз» - это комплект для чая, рассчитанный на 6 персон. Его производят из костяного тонкостенного фарфора ручной отливки. Автор рисунка - Алексей Воробьевский. Он создал фантастический пейзаж, используя растительные и архитектурные орнаменты. Роспись - только ручная работа.
«Вьюнок». Этот чайный комплект на одну персону изготовлен из твердого фарфора в традиционном исполнении. выпускается как в кофейном, так и в чайном варианте. Синие цветы покрыты сверху позолотой. По своему духу и общему впечатлению напоминает синюю кобальтовую сеточку.
«Тонкие веточки». Набор для чая на 6 персон имеет очень необычную форму «волна»: узкую в нижней части и расширяющуюся вверху. Создан Э. Криммером. Для его создания используют белый костяной фарфор, надглазурная роспись, позолоченная обводка. По верхнему или нижнему краю изображены мелкие темные цветы на тонких ветках с черными и позолоченными листиками. Автор рисунка – Олевская И. С.
«Золотая сетка васильки». Столовый сервиз состоит из 24 предметов. Восстановлен в 2008 году по музейному образцу из коллекции Эрмитажа, который был создан в начале XIX века для супруги Николая I императрицы Александры Федоровны.
В росписи есть синие и зеленые оттенки, растительные и геометрические узоры. Покрыт позолотой и тончайшей гравировкой.
«Ягоды». Создан в 2016, это вариация на тему сервиза 1866 года, изготовленного для будущего императора Александра III и его невесты Марии Федоровны.
Основной узор — переплетение черничных листьев и ягод. Больше, конечно, похоже на смородину.... Фиолетовое и и розовое обрамление с черными ягодами создает очень сочную композицию. Дизайн Н. Л. Петровой.
Есть еще очень много интересных, о очень, очень дорогих сервизов. Посмотрите:
Конечно, это очень красиво.... Но такой фарфор все дальше и дальше отталкивает рядового любителя красоты от ежедневного использования такой посуды, которую, порой, даже страшно взять в руки... О посудомоечной машине говорить даже не приходится.
С одной стороны, очень жаль, что Императорский завод пошел по пути производства люксового фарфора, все дальше и дальше отдаляясь от нас. Но, с другой стороны, мы сможем увидеть все больше красивых (по крайней мере, хочется на это надеяться) и фантастических произведений искусства. Скорее всего - на картинках в блогах.
Надеюсь, Вам понравилась эта статья. Ставьте лайк, подписывайтесь. Меня ваши лайки и подписки мотивируют писать лучше и больше). Ваш Алекс Маком! До встречи.