Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

История одной картины: как была написана "Девочка с персиками"

Искусство должно быть понятно без лишних слов. Это распространённое, но ошибочное мнение, которое нет-нет, а появится у меня в комментариях. Смысл этих реплик примерно таков: «Я обыватель, потребитель, зачем я буду тратить время на изучение истории искусства?» Или даже таков: «Живописное произведение должно нравиться без объяснения, просто так, и что передал художник можно увидеть и прочувствовать без учебников и прочего, при этом более правдиво».

Чтобы показать, насколько знание обогащает ви́дение, я начала вести рубрику, где рассказываю истории, казалось бы, простых и известных картин.

В. А. Серов, Девочка с персиками, 1887 г. Холст, масло. 91х85, Государственная Третьяковская галерея
В. А. Серов, Девочка с персиками, 1887 г. Холст, масло. 91х85, Государственная Третьяковская галерея

Сегодня поговорим о картине «Девочка с персиками» Валентина Серова

Когда Валентин Александрович написал её, он пытался научиться стабильно зарабатывать, чтобы жениться на своей возлюбленной Ольге Трубниковой. Летом 1887 года Серов гостил в Абрамцево у Саввы Мамонтова, и за гостеприимство решил написать портрет его 11-летней дочери Веры.

А в 1888 году Валентина Серова за картину «Девочка с персиками» наградили премией Московского общества любителей художеств. Тем временем, на момент её создания Валентину Александровичу было всего 22 года.

Как же был воспитан этот ранний талант?

Родился Валентин Серов в семье композиторов. Для его отца, Александра Николаевича Серова, брак был поздним — он женился на своей ученице, и между ним и невестой была разница в 26 лет. Когда Александр Николаевич умер, Валентин в неполные 6 лет остался без отца, а по и сути без матери.

Овдовевшая мать будущего художника, Валентина Семёновна уехала в Европу продолжать музыкальное образование, а Тошу (так его имя сократили, чтобы не путать с материнским) оставила в коммуне Н. Н. Друцкой-Соколинской, где из мальчика пытались воспитать идеального человека «по методе». Единственной радостью Валентина стало рисование природы. Однажды воспитательница порвала его рисунки в воспитательных целях — этот эпизод художник вспоминал с болью даже спустя годы. Благо, вскоре коммуна распалась, и девятилетний Тоша отправился к матери в Париж, где стал брать уроки рисования у молодого Ильи Репина, который проходил там стажировку.

Увозя из Парижа в Москву 19 альбомов с рисунками, Валентин намеревался поступить в гимназию, однако большого интереса учёба у него не вызвала. Серова отчислили за неуспеваемость, и он переехал жить к Репину, а уже в 15 лет стал студентом Академии художеств и учился у самого Павла Петровича Чистякова, который называл Серова одним из лучших своих учеников!

А теперь о том, как возникла известная всем картина

Шёл август. Вера наслаждалась последним теплом. Как-то она вбежала в дом, села за стол и взяла в руки один из лежащих там персиков. Мамонтовы купили персиковые деревья в имениях Артёмово и Жилкино и посадили у себя в оранжерее. За деревьями ухаживал специально нанятый садовник, поэтому плоды удались на славу. Художник предложил Вере позировать, и девочка согласилась. Она даже не представляла, что остаток лета и часть сентября ей придётся неподвижно просиживать по несколько часов в день с персиком в руках.

Серов создал характерный образ Веры, при взгляде на который кажется, что девочка вот-вот улыбнётся и сбежит из-за стола. И можно подумать, эта простота и естественность была достигнута в моменте, за один или два сеанса. Однако известно, что автор долго бился над картиной, желая передать «свежесть живописи при полной законченности». Он сам расписал деревянную фигурку гренадёра, не обошёл вниманием любовь Мамонтова к керамике и, видимо, не раз сменил цвет зелени за окном столовой. А осенью на столе перед девочкой появились кленовые листья.

Спустя время о картине художник Игорь Грабарь напишет так: «Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов... К таким... надо отнести и тот удивительный серовский портрет. Из этюда „девочки в розовом“... он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи».

Напишите в комментариях, как по-вашему, нужны знания о событиях за пределами живописного полотна? Интересно это узнавать?

#история картины_кс

Берегите вдохновение! Ваша К. С.

Жена Валентина Серова Ольга Трубникова: с такого лица только ангелов писать