Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала. Хацкилевич Михаил Георгиевич ветеран первой мировой войны. За гражданскую награжден двумя орденами Красного Знамени. Далее занимает различные командные должности в Красной Армии, окончил Военную академию имени Фрунзе. В 1940-ом году генерал-майор получил последнее в своей жизни назначение. Он стал командиром 6-го механизированного корпуса (Западный Особый военный округ). К началу войны в состав корпуса входили: 4-я танковая дивизия (генерал-майор танковых войск А. Г. Потатурчев), 7-я танковая дивизия (генерал-майор танковых войск С. В. Борзилов), 29-я моторизованная дивизия им. Финляндского пролетариата (генерал-майор И. П. Бикжанов), 4 мотоциклетный полк (полковник М. Ф. Собакин). Всего в корпусе было до 1130 танков (данные колеблются, танки предоставлялись другим соединениям для обучения – речь о КВ и Т-34). В том числе 453 танка КВ и Т-34. Это очень мощное танковое соединение, сопоставимое с немецкой танковой группой.
22 и 23 июня 1941 года 6-ой мехкорпус генерала Хацкилевича в бой не вступал и находился в резерве (южнее Белостока). Это и неудивительно, соединение было главным козырем штаба Западного фронта (генерал Павлов) для контрудара по противнику. И такой приказ был дан, а именно совестно с 11-ым мехкорпусом (генерал-майор Мостовенко) и 6-ым кавкорпусом (комбриг Никитин) к исходу 24 июня атаковать и уничтожить сувалкинскую группировку противника. Отмечу, что связь с 11-ым мехкорпусом не было и установить ее так и не удалось, в итоге соединение Московенко самостоятельно вело бои в районе Гродно.
Весь день 23 июня 1941 года 6-ой мехкорпус находился на марше, при этом авиация противника полностью разбила тылы 7-ой танковой дивизии, уничтожив запас горючего. Хацкилевич незамедлительно доложил генералу армии Павлову, что в корпусе имеется только четверть запаса горючего. Горючее было отправлено, но до Хацкилевича не дошло, так как подкрепление было разбито Люфтваффе в районе Барановичей. Воевать пришлось тем, что имелось. От авиации несли тяжелые потери, только в дивизии Борзилова было потеряно 63 танка. После сосредоточения в районе Супрасля к 16:00 23 июня, из штаба Западного фронта поступил новый приказ о сосредоточении в районе Гродно, где должны были к исходу 24 июня освободить город.
Немецкие пехотинцы находились в 25-30 км от 6 мехкорпуса и получили время для организации противотанковой обороны. А пока наших танкистов атаковал 8-ой авиакорпус. Пикировщики Ю-87 «Stuka» бомбили наших танкистов с применением зажигательной смеси. Генерал Павлов со своим штабом совершили фатальную ошибку, посчитав, что целью Вермахта на данном этапе является окружение советских войск в районе Гродно. На самом деле 2-ая (Гудериан) и 3-ая (Гот) танковые группы шли глубоким охватом на Минск. И пока Хацкелевич шел на бой с группой Гота, тот спокойно обошел Гродно с севера и ушел дальше на Восток. 6-ой мехкорпус встретила 256-ая пехотная дивизия Вермахта, усиленная главным оружием против наших КВ – 88-мм зенитками (знаменитыми «восемь-восемь»).
25 июня соединение Хацкилевича пошло в атаку на насыщенную противотанковую оборону (вместо боя с группой Гота) а с воздуха их утюжил 8-ой авиакорпус Люфтваффе. Отмечу, что артиллерии у 6-го мехкорпуса на тот момент не было. Горючего при этом практически уже не осталось. Генерал Болдин (командовал конно-механизированной группой, в которую входил 6-ой МК) в своих мемуарах писал:
Позвонил Хацкелевич, и сказал взволновано - танкисты дерутся отважно. Но без снарядов и горючего наши машины становятся беспомощными. Дайте только все необходимое, и мы расправимся с фашистами.
26 июня 1941 года смертью храбрых в бою погиб генерал-майор Хацкелевич. И это стало отправной точкой окончательной гибели мехкорпуса. Далее дивизии воюют разрозненно. 7-ая танковая дивизия отступила на юг. 4-ая танковая побросав материальную часть (горючее кончилось) отошла на восток, ее командир генерал-майор Потатурчев попал в плен. 27 июня 1941 Болдину (командующий КМГ) поступает приказ о наступлении (!!!) на Бобруйск. И вновь дам слово генералу Болдину:
Много лет спустя, уже после войны, мне стало известно, что Павлов давал моей несуществующей ударной группе одно боевое распоряжение за другим, совершенно не интересуясь, доходят ли они до меня, не подумав о том - реальны ли они в той обстановке, какая сложилась на Западном фронте. Ни одного из этих распоряжений я не получил, и остались они в военных архивах как тяжкое напоминание о трагедии первых дней войны....
28 июня 1941 года немецкая артиллерия и авиация добивали остатки 6-го МК. А Герман Гот со своей танковой группой (с которой и должен был биться Хацкилевич) спокойно вошла в Минск. В этот же день к столице БССР со стороны Бреста подошла танковая группа Гудериана, тем самым замкнув окружение советской группировки западнее Минска. Поражение было сокрушительным. Свой короткий боевой путь 6-ой мехкорпус завершил на дороге Волковыск – Слоним. Здесь погибло много солдат и офицеров РККА. Танкисты пробивали путь из окружения своей пехоте (переливали горючее из танка в танк). Немногим из них удалось пробиться к своим.
Подводя итог вышесказанному, скажу, что 6-ой мехкорпус был, пожалуй, по составу сильнейшим соединением РККА. Генерал-майор Хацкилевич считался одним из лучших танковых командиров. Но в итоге мехкорпус был разбит артиллерией и авиацией противника, так и не показав своих высоких боевых возможностей. К тому моменту немцы уже знали, как бороться с КВ (сражение под Расейняем уже состоялось). Гибель соединения считаю следствием приказов генерала Павлова и его штаба, а также плохим обеспечением горючим и боеприпасами. Это было поражение и поражение глупое. Дешево командование отдало свой мощный козырь. А танкистам упрекнуть себя не в чем, дрались они храбро и до последней возможности (воевать можно пока есть чем). Только по свидетельству выживших из 6-го МК под Гродно было совершенно, более десяти танковых таранов. Командир корпуса Хацкелевич погиб в бою. Начальник штаба корпуса Коваль пропал без вести. Командир 29-ой мотострелковой дивизии генерал-майор Бикжанов и командир 4-ой танковой дивизии Потатурчев попали в плен. Командир 7-ой танковой дивизии генерал-майор Борзилов успешно вышел из окружения с оставшимися силами, но к сожалению погиб в сентябре того же 1941 года. Вечная Слава советским воинам! Не их вина, что их так бестолково использовали.
Благодарю за прочтение. Если понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. До встречи.
Колесников Василий Григорьевич ©.