Найти в Дзене
Люди советского кино

«Москва слезам не верит» - почему мне не нравятся ни Катя, ни Гоша?

Доброго дня, дорогие друзья!

Сегодня день рождения замечательного советского актёра и режиссёра Владимира Валентиновича Меньшова, ушедшего от нас всего два месяца назад.

Много добрых и светлых минут подарил он нам своими актёрскими и режиссёрскими работами. Вот об одной из этих работ я и хочу поговорить.

В начале 1980 года на советские экраны вышел фильм «Москва слезам не верит», который стал не только одним из лидеров кинопроката (а его посмотрело в первый год более 84 миллионов человек), но и обладателем премии «Оскар».

«Москва слезам не верит», кадр из фильма
«Москва слезам не верит», кадр из фильма

Этот фильм давно и прочно вошёл в золотой фонд советского кино и я совершенно не оспариваю его художественные достоинства.

Разговор о другом.

После выхода этой картины зрители умилялись этой истории, восхищались стойкостью Катерины, твёрдостью её характера. И я не исключение. Она сумела выдержать жизненные удары, добилась положения в обществе и в конце фильма обрела счастье.

Но с возрастом у меня стали закрадываться сомнения: а так ли уж счастлива эта история?

И вдруг пришло ко мне осознание: мне не хотелось бы видеть в числе своих друзей ни Катю, ни Гошу. Почему?

Попробую объяснить.

Начнём с Катерины, она главный персонаж, её судьбе уделено основное количество экранного времени.

«Москва слезам не верит», кадр из фильма
«Москва слезам не верит», кадр из фильма

Итак, юная провинциалка Катя приехала в Москву с твёрдым намерением выучиться на конкретную профессию. С первого раза не получилось, но она упорно готовится к повторной попытке, а пока работает на заводе.

Пока вроде всё достойно?

Но вот первый тревожный звонок (для зрителя).

Пользуясь временно освободившейся шикарной квартирой Катиных родственников, её подруга Людмила предлагает ей выдать себя за профессорских дочерей с тем, чтобы попытаться заарканить для каждой по престижному московскому жениху. И Катя, кстати, почти не сопротивляется. Нет, наоборот, она вполне осознанно втягивается в эту авантюру.

Более того, прекрасно понимая, что пытается устроить свою судьбу посредством обмана, Катя, тем не менее, продолжает действовать по рецепту Людмилы: обольстить, забеременеть, а потом ребёнком повязать жениха.

Но сорвалось.

Рудик оказался не тем, на кого стоило делать ставку. По сути, он такой же «ловец удачи», пытающийся получше устроиться в жизни.

«Москва слезам не верит», кадр из фильма
«Москва слезам не верит», кадр из фильма

Так что, в плане непорядочного поведения в данной ситуации и Катя, и Рудик выглядят одинаково некрасиво.

Идём дальше.

Прошли годы. У Кати своя квартира, машина, её недавно назначили директором крупной фабрики. Жизнь удалась? Вроде бы, да.

Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что всё не так уж радужно.

Отношения между Катей и её дочерью Сашей не напоминают материнско-детские. Скорее это отношения соседей по коммунальной квартире. И в этом нет ничего удивительного. Учёба, работа, карьера отнимали у Кати такое количество времени, что на полноценное воспитание дочери у неё просто не было времени. Поэтому Саша привыкла к самостоятельности и в материнской опеке не нуждается.

«Москва слезам не верит», кадр из фильма
«Москва слезам не верит», кадр из фильма

Личная жизнь у Кати отсутствует. Да, у неё есть любовник, но это не про чувства, а скорее «для здоровья». И не исключаю, кстати, что он и в карьерном росте ей помогал.

Между прочим, Катя сама говорит о том, что не считает свою жизнь удачной. Помните, у Тони на даче:

«Москва слезам не верит», кадр из фильма
«Москва слезам не верит», кадр из фильма
« - Ты, Катя, молодец. Мы тебя своим ребятам всегда в пример ставим. Всего, чего хотела в жизни, добилась.
- Это верно. Только ты пока своим ребятам не говори, что как раз когда всего добьёшься, больше всего волком взвыть хочется.»

То есть, Катя прекрасно понимает, что добежала до жизненной черты, за которой пустота. В ближайшей перспективе у неё маячит одинокая старость и никого рядом. Безысходность.

«Москва слезам не верит», кадр из фильма
«Москва слезам не верит», кадр из фильма

Только этим можно объяснить её поведение в отношении Гоши, когда она кинулась в объятия первого встречного мужика и полностью заплясала под его дудку.

И не надо говорить про любовь с первого взгляда, Катя давно уже не школьница. Она провела с этим Гошей достаточно времени, чтобы улечься с ним в постель, но при этом она не знает о нём ровным счётом ничего. Ни фамилии, ни адреса, ни телефона, ни места работы толком. НИЧЕГО!

Для женщины на пятом десятке лет, да с её положением – удивительное легкомыслие.

А всё потому, что это не любовь, а страх. Страх остаться одной, никому не нужной на старости лет. Поэтому, хоть такой Гоша, но пусть хоть кто-нибудь рядом.

Теперь поговорим о Гоше.

Как я понимаю, этот персонаж должен был олицетворять собой эдакого настоящего мужчину, надёжное плечо, на которое можно опереться.

А что на самом деле?

«Москва слезам не верит», кадр из фильма
«Москва слезам не верит», кадр из фильма

Перед нами хамоватый мужик, который ведёт себя как обычный самец. Приглянулась женщина – подошёл и взял. Он сразу ставит себя хозяином, доминирующей особью, ни на какие нежные чувства там даже намёка нет.

Он Катерине прямо говорит: я мужик и буду вести себя так, как сочту нужным, а ты свои возражения можешь спрятать и не доставать.

Когда Гоша узнал, что Катя стоит намного выше него по социальному положению, он испугался, что она может его очень скоро выгнать, перестав терпеть его мужланское поведение.

Какой выход он нашёл из этого положения? Правильно, ушёл в запой. На большее его не хватает.

«Москва слезам не верит», кадр из фильма
«Москва слезам не верит», кадр из фильма

Но когда Николай Гошу нашёл, то Гоша понял, что эту ситуацию он выиграл. Возможно, он интуитивно просчитал как раз те аргументы, о которых мы говорили выше, и решил, что Катя будет держаться за него, чтобы не остаться одной.

И он возвращается к ней в дом победителем.

Вспомните последнюю сцену.

Умилённая Катя, довольная тем, что в доме теперь есть хоть какой мужик,

«Москва слезам не верит», кадр из фильма
«Москва слезам не верит», кадр из фильма

и совершенно равнодушный Гоша, окончательно почувствовавший себя хозяином.

-10

Ни о какой счастливой семье здесь говорить не приходится.

Потому-то ни Катя, ни Гоша мне не симпатичны.

Но это моё мнение.

А что Вы думаете по этому поводу?

Кстати, у меня есть статьи-размышления и о других фильмах: "Мужики!", "Мачеха", "Чародеи", "Впервые замужем", "Афоня", "Самая обаятельная и привлекательная", "Где находится нофелет?", "Отпуск в сентябре".

Делитесь этой статьёй, читайте другие материалы на моём канале, пишите отзывы и комментарии, подписывайтесь на канал.