Никак не заткнуть фонтан идей Госдумы по поводу улучшения школьного образования…
Недавно вот подоспела очередная: оценки в начальной школе нужно отменить.
Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Максим Зайцев заявил, что необходимо полностью отменить оценки в начальных классах российских школ — это, мол, поможет уменьшить психологическую нагрузку на младшеклассников.
По его мнению, пятибалльная система может спровоцировать психологические проблемы у детей: возникает тревожность из-за страха не соответствовать ожиданиям, из-за чего снижается мотивация.
«В начальных классах происходит формирование самооценки, самовосприятия, мотивации достижения успеха, — поясняет Зайцев. — Так как учитель является агентом первичной социализации, авторитетом для учеников младших классов, на ребенка оказывают огромное влияние оценки, выставленные учителем, а особенно если они недостаточно высокие».
Далее он утверждает, что основная задача взрослых — это «обеспечить наших детей хорошим детством, качественным образованием и благоприятной атмосферой для формирования личности, именно поэтому оценки в младших классах необходимо отменить».
Да, действительно, трудно согласиться с тем, что дети, их здоровье и душевное самочувствие должно быть у нас в приоритете, поэтому мы всеми силами должны огораживать их от неприятных ситуаций, от стрессов и слез.
Что же получается на деле?
Напомним, что сейчас оценки отменены только в первом классе. Он является как бы адаптационным периодом, когда ребенок привыкает к школе, ее нормам и правилам. В нынешнем первом классе не только не ставится оценок. Ученикам не имеют права задавать домашние задания, уроки сокращены до 35 минут, введены дополнительные каникулы в феврале. Словом, все создано для того, чтобы минимизировать стресс у первоклассника.
Но...
Все мы понимаем, как важно любым образом поощрить успевающих детей, чтобы они продолжали стараться. Да вспомните себя в первом классе: как же мы радовались, получив первую пятерку! Между тем нынешние первоклассники этого лишены, поскольку они целый год в расслабленном состоянии привыкают к школе (не догадываясь, что во втором классе их как обухом по голове: и оценки, и домашние задания, и английский язык — все сразу).
И как же теперь выкручиваются учителя? Оценок ставить первокласснику нельзя, но похвалить-то и выделить надо! К тому же интересно получается: в детском саду и на подготовке можно в качестве поощрения рисовать солнышки с улыбками, клеить наклейки, а в первом классе уже нельзя… Ведь теперь считается, что это вызовет у остальных стресс…
А выкручиваются педагоги кто во что горазд: кто-то продолжает на свой страх и риск (либо с одобрения школьной администрации) рисовать солнышки, а, например, в классе у моей дочери педагог ставил детям пометки: в/у, с/у, н/у (что означало высокий уровень, средний и низкий соответственно). Понятно, что первоклассники это очень быстро «просекли» и хвастались друг перед другом: «Что тебе поставили? Сэу? Ха-ха, а мне вэу!»
Ну и чем эта дифференциация успехов лучше обычной пятибалльной системы?
Если же Госдума узаконит предложение г-на Зайцева, то эта невнятная (мягко говоря) ситуация затянется на целых 4 года. И будут дети до 5 класса адаптироваться, получать «солнышек» и «в/у». Только зачем?
Когда ребенку исполняется 7 лет (или около того), он идет в школу. Психологи определили, что учиться он готов. Ребенок считает себя большим, настраивается на хорошую учебу, и при этом знает, что за прилежание ему будут ставить пятерки. Кстати, раньше, до всех этих нововведений, первоклассникам и так старались поначалу ставить одни пятерки, четверки вводили где-то во второй четверти, а плохих оценок, пока ребенок не привык, не ставили вовсе - как раз чтобы поощрять успевающих и не огорчать отстающих, давая им возможность догнать отличников и хорошистов. А сейчас весь позитивный настрой на учебу сбит. Видимо, власти считают, что ребенку должно быть в начальной школе легче, чем в детском саду. Вдруг перетрудится или расплачется из-за плохой оценки...