Найти в Дзене
Российское фото

Путешествие на Северный полюс: Федор Конюхов, туристы и 15 фото природы

Оглавление

Амбассадор Nikon Сергей Горшков уже несколько лет работает над проектом «Русская Арктика», исследует побережье с Востока на Запад, а также посещает острова и архипелаги. В этом материале Сергей расскажет о своей поездке летом 2021 года, о встрече с Федором Конюховым и идеальном наборе техники для съемок в экстремальных условиях.

Встреча с Федором Конюховым

Как и всегда мой путь начался в Мурманске, где я стал участником экспедиции компании «Посейдон» на самом большом в мире атомном ледоколе «50 лет Победы».

Так совпало, что одновременно с нами пассажиром ледокола стал российский путешественник Федор Конюхов. Он отправлялся в уникальную экспедицию, в которой более двух недель ему предстояло дрейфовать на льдине.

В развернутой полярной мини-станции Федор в течение 10 дней записывал естественные шумы Северного Ледовитого океана в полной тишине вдали от посторонних звуков, а также проводил замеры сейсмической активности на дне океана.

Это первый в мире подобный эксперимент, целью которого также является проверка возможности проведения одиночных арктических экспедиций.

Nikon Z 7 + 14-24 mm f/2.8 S (f/4, 24 мм)
Nikon Z 7 + 14-24 mm f/2.8 S (f/4, 24 мм)

Наша команда проводила путешественника до Северного полюса, там мы нашли большую и крепкую льдину, на которой и высадили Федора. Всем дружным коллективом поставили для него лагерь — большую утепленную палатку с печкой, спутниковой связью и приборами для научного наблюдения. Он проводил научные работы, а в свободное время писал картины.

Nikon Z7 + 24-70mm f/2.8 S (f/10, 1/3200, 35 мм)
Nikon Z7 + 24-70mm f/2.8 S (f/10, 1/3200, 35 мм)

Большинство людей считает, что Северный полюс — это огромная ледяная шапка. На самом деле, льды там движутся с большой скоростью. Вот яркий пример: в 2018 году во время одной из высадок мы заложили капсулу времени, а зимой этого года она придрейфовала к северу Ирландии — преодолела путь в 4 тысячи километров за 800 дней! Об этом случае даже рассказывали в новостях.

Nikon Z7 + 24-70mm f/2.8 S (f/5,6, 1/3200, 24 мм)
Nikon Z7 + 24-70mm f/2.8 S (f/5,6, 1/3200, 24 мм)

Nikon Z6 + 70-200mm f/2.8 (f/8, 1/1600, 200 мм)
Nikon Z6 + 70-200mm f/2.8 (f/8, 1/1600, 200 мм)

Спустя две недели по координатам мы нашли льдину Федора. Ледокол «припарковался» к ней, и команда благополучно подняла путешественника и его лагерь на борт.

Федор рассказывает, что это был интересный опыт. Раньше ему приходилось добираться до полюса, проходя по 10-15 километров в день, а теперь он просто дрейфовал в Северном Ледовитом океане и получал от этого удовольствие. Конечно, спать подолгу было невозможно: в любой момент мог прийти белый медведь или льдина могла расколоться. К счастью, ничего подобного не произошло и планы путешественника были успешно реализованы.

Nikon Z7 + 24-70mm f/2.8 S (f/5,6, 1/3200, 53 мм)
Nikon Z7 + 24-70mm f/2.8 S (f/5,6, 1/3200, 53 мм)

В Арктику туристам попасть можно только в летний период

Все экспедиции на ледоколе происходят только в летние месяцы: в это время в Арктике самая приемлемая температура от 0 до +3 °С, но бывают сильные ветры.

Всего за сезон отправляется три рейса. Ледокол вмещает 120 туристов со всего мира, поэтому нужно бронировать места чуть ли не за год.

Nikon Z 7II + 24-70mm f/2.8 S (f/4,5, 1/800, 27 мм)
Nikon Z 7II + 24-70mm f/2.8 S (f/4,5, 1/800, 27 мм)

Зимой на Северном полюсе полярная ночь и очень холодно. В этот период ледокол «50 лет Победы» сопровождает корабли Северного морского пути. А пешие маршруты и экспедиции на собачьих упряжках проходят тогда, когда стоит крепкий лед.

Nikon Z6 + 70-200mm f/2.8 S (f/9, 1/3200, 102 мм)
Nikon Z6 + 70-200mm f/2.8 S (f/9, 1/3200, 102 мм)

Летом же, наоборот, полярный день. Когда бы ты ни лег спать и не проснулся — всегда светит солнце. К сожалению, в этот раз солнечных дней было очень мало, небо было серым, стоял густой, как молоко, туман. Летать в такую погоду было бессмысленно — ничего не снять — и к тому же небезопасно: вертолет должен найти ледокол и сесть к нему на палубу, а это непростая операция при такой видимости. Довольно часто происходило так, что после взлета мы сразу садились.

Nikon Z7 II + 24-70mm f/2.8 S (f/9, 1/1600, 46 мм)
Nikon Z7 II + 24-70mm f/2.8 S (f/9, 1/1600, 46 мм)

Баня в арктических льдах

Пандемия и закрытие границ внесли свои коррективы: если раньше 90% пассажиров составляли иностранные туристы, то сейчас 100% — наши соотечественники. Я такое наблюдаю впервые. Это совершенно другая атмосфера!

Nikon Z7 + 14-24mm f/2.8 S (f/7,1, 1/400, 20 мм)
Nikon Z7 + 14-24mm f/2.8 S (f/7,1, 1/400, 20 мм)

Впервые за все время экспедиций на Северном полюсе была установлена баня для туристов! Корабль немного раздвинул ледяные глыбы, и мы прямо из бани, распаренные, прыгали в черную воду океана с температурой -2 °С и глубиной 4 тысячи метров. Впечатления не описать словами: прыгаешь быстро, а выныриваешь из проруби еще быстрее!

Минимальные набор техники для съемки Арктики

Я рекомендую NIKKOR Z 14-24mm f/2.8 S, NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S, NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 и AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR — этого было бы достаточно.

А если еще сократить этот список, то я взял бы NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S и AF-S NIKKOR 300mm f/4E PF ED VR.

Nikon D5 + NIKKOR 300mm f/4E PF ED VR (f/8, 1/4000, 300 мм)
Nikon D5 + NIKKOR 300mm f/4E PF ED VR (f/8, 1/4000, 300 мм)

В лодке, как я уже говорил, очень тесно — 24-70 мм и 300 мм хватит для съемки основных кадров. Для съемки на самом корабле не нужны телевики, но когда снимаешь с корабля — 500 мм хороший выбор. Он всегда должен быть рядом, потому что не всегда есть возможность подобраться близко к животному или птице.

Nikon Z 7II + S NIKKOR 300mm f/4E PF ED VR (f/5,6, 1/2000, 300 мм)
Nikon Z 7II + S NIKKOR 300mm f/4E PF ED VR (f/5,6, 1/2000, 300 мм)

И, конечно же, камеры Nikon Z 6II и Nikon Z 7II

В этом году я взял с собой в экспедицию только беззеркальные камеры и выделил их несколько ключевых отличий от зеркальных.

Nikon Z 7II + 24-70mm f/2.8 S (f/5,6, 1/3200, 35мм)
Nikon Z 7II + 24-70mm f/2.8 S (f/5,6, 1/3200, 35мм)

Прежде всего — это картинка. Она намного интересней и качественней. Глубина изображения, рисунок, диапазон цветов заметно отличаются.

Раньше я всегда устанавливал объективы с фокусным расстоянием от 14 до 200 мм на камеры Z-серии, остальные же чаще использовал с зеркальными камерами. Но в этот раз я работал только с камерами Nikon Z, и мне очень понравилось. Для объективов с фокусным расстоянием до 300 мм я использовал камеру Z 7II, а с 500 мм — Z 6II. Снимки получаются отличного качества, но не так много весят, как если бы я снимал на Z 7II.

Nikon Z 7II, 24-70mm f/2.8 S, f/9, 1/8000, 24 мм
Nikon Z 7II, 24-70mm f/2.8 S, f/9, 1/8000, 24 мм

Фокус новых камер стал заметно лучше. С помощью следящего автофокуса я спокойно ловил летящих птиц и вертолеты в полете. Особенно мне понравилась съемка видео. Летит вертолет, наводишь на него камеру, она сразу фокусируется и постоянно держит объект в кадре. Это очень удобно.

Nikon Z6 + NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR (1/5,6, 1/3200, 500 мм)
Nikon Z6 + NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR (1/5,6, 1/3200, 500 мм)

Также хочу отметить фокусировку по глазам человека и животных, очень хороший цветовой диапазон камер, плюс новую возможность снимать сразу на две карты памяти. Всегда можно либо дублировать ценные кадры на запасную флешку, либо разделить их назначения: на одну снимать видео, на другую фото.

Отдельно скажу про функцию видеосъемки, потому что видео стало снимать настолько просто и удобно, что я влюбился в этот процесс. Да, основная часть моей работы — фотография. Но иногда я вижу сюжет и понимаю, что фото не получится, и тут же одним движением переключаю на видео.

В режиме видео энергопотребление больше, чем при фотосъемке, но обычно мне хватает заряда батареи на весь съемочный день. Если нет, то у меня в кармане лежит запасная. Ни разу не было такого случая, чтобы внезапно закончился заряд, и я пропустил важный кадр.

Nikon Z 7II + 24-70mm f/2.8 S (f/4, 1/3200, 70 мм)
Nikon Z 7II + 24-70mm f/2.8 S (f/4, 1/3200, 70 мм)

Лишь однажды я запрограммировал съемку очень длинного таймлапса. Было холодно, и, когда я пришел, камера уже отключилась. Но все же батарейки хватило на несколько часов непрерывной работы.

Я противник глубокой обработки фотографий. Максимум, что делаю — подтягиваю уровень яркости, добавляю или наоборот снижаю немного контрастность. Даже резкость не добавляю, потому что кадры, сделанные с помощью оптики Nikonи итак достаточно резкие. Если правильно сфокусировался, снимок на камеры Z-серии будет хорош и без обработки.

Мой проект еще не окончен. В планах еще много всего интересного. Есть несколько мест, куда я все никак не могу попасть. Например, остров Белл, который я хочу снять с вертолета. За 10 экспедиций на Землю Франца-Иосифа это ни разу не получилось: то туман, то ветер, то дождь. Вот и в этот раз не удалось: мы дважды подходили к нему, и все было в тумане.
Когда я побываю во всех желаемых местах - по каждому сделаю свою фотокнигу, как делал и до этого. Я уже выпустил книги: «Остров Врангеля», «Чукотка», «Таймыр», «Плато Путорана», «Земля Франца-Иосифа». Затем из каждой выберу лучшие снимки и сделаю большой альбом под названием «Русская Арктика».
Наука
7 млн интересуются