При слове «зондерфюрер» у большинства возникнет мысленный образ палача-карателя из СС, стоящего во главе зондеркоманды. Действительно, зондерфюреры в подразделениях СС встречались, но не чаще, чем в других войсках. На самом деле – это не звание и не должность, а, скорее, статус.
Объединенная Бисмарком Германия, воспитывалась в духе традиционного прусского милитаризма. Для любого тогдашнего немца слово «военный» означало многое. Даже простой фельдфебель пользовался уважением, а офицеры вообще считались цветом нации, ее элитой. И для присвоения офицерского чина мало было получить военное образование, нужно было еще год-два послужить в унтерских чинах, чтоб хлебнуть солдатской доли и доказать, что достоин. Поэтому никакой «шпак» или «штафирка», как любили называть штатских русские офицеры, в Германии не мог «с дивана» сразу прыгнуть в майоры или полковники только потому, что он светило немецкого мостостроения. Воинские звания обесцениваться не должны!
Вот тут и возникает вопрос: а как же быть, если активно воюющим вооруженным силам действительно требуются инженеры-строители, врачи различных специальностей, специалисты в области перевозок и транспорта? Ну, и много, кого еще, чьи знания и опыт необходимы при ведении боевых действий. При том, что их положение в гражданском обществе и характер предстоящих задач на войне не позволяют их просто «забрить» в рядовые солдаты. Вот тут-то и появляется институт зондерфюреров. Зондерфюрер - это человек военный, должен соблюдать военную дисциплину, терпеть все тяготы и лишения, подчиняться приказам. И в то же время не совсем военный, поэтому мундир по определению опозорить не может.
Впервые зондерфюреры упоминаются в мобилизационном плане 1937. Первые вакансии занимаются уже в 38-м. Интересно, что зондерфюрер – явление временное, предусмотренное только на время войны. Т.е. формально никакой войны еще нет, а явление уже есть.
Несмотря на то, что зондерфюреры не имели воинских званий, своя иерархия у них была. В документах это отражалось соответствующими литерами: зондерфюрер (G) – соответствовал унтер-офицеру, (O) – оберфельдфебелю, (Z) – лейтенанту и оберлейтенанту, (K) – капитану, (B) – майору, (P) – подполковнику и полковнику. Аналогов рядовых и генералов предусмотрено не было. Форму носили обычную в соответствии с родом войск или видом вооруженных сил, в котором служили. А служили они везде. Отличались только погонами и петлицами. Особенно бросались в глаза последние. Вместо привычных «катушек» эти были пятиугольными.
В целом служба зондерфюреров напоминала службу военных чиновников – интендантов, юристов и т.п. И в самом деле многие из них служили на таких должностях. Но были и отличия. Если участие чиновников в боевых действиях было не предусмотрено, разве что при отражении внезапного налета партизан, то зондерфюреры появлялись и на передовой в качестве переводчиков, фото- кинооператоров, фронтовых корреспондентов и пр. В том же качестве участвовали и антипартизанских операциях. За что многие удостоены боевых наград.
Более того, если военные чиновники не могли отдавать приказы солдатам и офицерам войсковых частей, то зондерфюреры в силу занимаемых должностей могли. Так, например, зондерфюрер Фриц Беккенгоф, сельхозкомендант Бородянского района Киевской области, за время в этой должности изъял у населения 5000 т зерна, 10000 т картофеля, 3000 коров. Естественно не сам, а при помощи подразделений Вермахта и полиции. За массовые грабежи мирного населения осужден в Киеве в 1946 году и повешен.
Другой известный зондерфюрер Лотар-Гюнтер Буххайм служил военкором в Кригсмарине. После войны на основе личных наблюдений написал роман «Лодка», ставший мировым бестселлером, по которому в 1981 году Вольфганг Петерсен снял потрясающий фильм.
Но самый известный советскому и российскому зрителю зондерфюрер – это герой Павла Кадочникова, который под видом зондерфюрера Эккерта отправляется в оккупированную фашистами Винницу в фильме «Подвиг Разведчика».
Фото из открытых источников