Найти тему
Life.Akbars

Что надо знать при трудоустройстве продавцом-кассиром

Оглавление
Автор статьи: Оксана Мосеева, работала продавцом
Автор статьи: Оксана Мосеева, работала продавцом

Четыре года назад я устроилась продавцом в супермаркет. За эти годы успела поработать в трех федеральных торговых сетях. Теперь на собственном опыте знаю обо всех сложностях профессии.

Как отбирают сотрудников

Торговые сети постоянно расширяются и регулярно набирают персонал. Средняя зарплата продавца в Архангельске — от 25 000 до 30 000 ₽, в столице и городах-миллионниках — на 5000–10 000 ₽ больше. Работать нужно по скользящему графику — два через два, три через три — или на пятидневке.

У разных супермаркетов свои требования к соискателям, поэтому я условно разделила магазины на три категории.

Низшая категория. В магазине платят мало: зарплата в 25 000 ₽ — это потолок. На продавца могут «навесить» дополнительные функции, например, грузчика или уборщицы.

Работодатель обещает зарплату 20 000 ₽. Но после всех отчислений продавец получит на руки 16 000–17 000 ₽
Работодатель обещает зарплату 20 000 ₽. Но после всех отчислений продавец получит на руки 16 000–17 000 ₽

В магазине постоянная текучка, поэтому к соискателю предъявляют минимальные требования: не маргинальный внешний вид и наличие санитарной книжки. Некоторые магазины даже соглашаются оплатить расходы на медкнижку.

Магазины низшей категории подходят новичкам, которым срочно нужна работа — вас гарантированно возьмут, а вы наберетесь опыта и перейдете в магазин получше.

В одном из магазинов трудовой договор заменили договором ГПХ
В одном из магазинов трудовой договор заменили договором ГПХ

Мой опыт
Директора магазина не волновало отсутствие опыта. Она только хотела знать, есть ли у меня маленькие дети, и как часто я планирую брать больничный. Я заверила, что с ребенком может сидеть бабушка, и меня приняли на работу.

Средняя категория. Зарплата в магазинах средней категории на 5000– 7000 ₽ больше, чем в супермаркетах низшей. Оформляют по трудовой книжке, предоставляют социальные гарантии: оплачивают отпуск и больничные.

Работодатель предлагает полный социальный пакет и зарплату от 27 000 ₽
Работодатель предлагает полный социальный пакет и зарплату от 27 000 ₽

Кандидатов отбирают тщательно — работодателя интересуют личностные качества соискателя: порядочность, пунктуальность, честность. Если кадровик одобрил кандидата, его проверяет служба безопасности компании.

Могут принять на работу новичка, но сначала он проходит обучение и сдает тест, который показывает, выучил ли он ассортимент; усвоил ли правила обслуживания и технику продаж. Обычно обучение проходят онлайн и без отрыва от работы: днем — новичок стажируется в магазине, а после работы — учится.

Мой опыт
У меня был опыт работы, поэтому меня пригласили на собеседование. Эйчар попросила заполнить анкету на нескольких листах. Помимо паспортных данных, были вопросы о зарплате на прежнем месте работы и хобби. Через пару дней мне позвонили и попросили принести документы для трудоустройства.

Высшая категория — самая сложная для трудоустройства. Зарплата примерно такая же, как в магазинах средней категории, но больше социальных гарантий. Например, компания может оплачивать абонементы в спортивный клуб и бесплатно кормить обедами. Но главное — в магазинах высшей категории строго соблюдают трудовое законодательство: оформляют официально, доплачивают за работу в выходные и праздничные дни, не заставляют работать за уборщиц или грузчиков.

Работодатель оплачивает медкнижку, выдает униформу и оформляет полисы ДМС
Работодатель оплачивает медкнижку, выдает униформу и оформляет полисы ДМС

Чтобы устроиться на работу, надо отправить заявку и заполнить анкету. Если работодателя устраивает ваш опыт — вас пригласят на собеседование. Помимо традиционных вопросов об образовании и увлечениях, могут спросить, с кем живете, есть ли у вас кредиты и какой минимальный платеж. Обманывать не советую: если сотрудник службы безопасности обнаружит, что ваши ответы отличаются от реальности — на работу вас не примут.

Мой опыт
Я была не готова к вопросам о семье и моем финансовом состоянии, поэтому растерялась и, видимо, произвела на кадровика плохое впечатление. Мне обещали перезвонить, но не перезвонили.
После неудачного собеседования выработала несколько правил, как повысить шансы на трудоустройство.
Надеть одежду, в которой чувствуешь себя уверенно.
Обильно не душиться духами и не наносить яркий макияж.
Выключить телефон или поставить его на беззвучный режим.
Заранее продумать ответы на вопросы эйчара: почему уволились с прежней работы, как общались с бывшими коллегами, есть ли у вас карьерные планы.

Что входит в обязанности продавца

Большинство работодателей ценят продавца-универсала, который может работать в зале и за кассой. При наплыве покупателей продавец встает за кассу, а в минуты затишья — выкладывает товар, проверяет срок годности, меняет ценники. Это стандартные требования. Но есть магазины, где продавец выполняет еще дополнительные функции: разгружает или фасует товар, моет пол в торговом зале, чистит снег перед магазином.

«Если вас приняли на должность продавца-кассира — вы не обязаны поднимать коробки и носить их со склада к прилавкам. При нарушении условий трудового договора нужно обратиться в трудовую инспекцию».
Иван Рейн,юрист по защите прав потребителей, г. Астрахань

Уборщица. Обычно в штате есть уборщица, но когда она уходит в отпуск или на больничный, ее работу выполняют продавцы. Например, в магазине низких цен мы по очереди подметали и мыли полы. За совмещение нам не платили. Директор сказала, что мы убираемся в рабочее время, за которое уже получаем деньги.

Но она неправа: работодатель не может требовать, чтобы сотрудник выполнял обязанности, не предусмотренные трудовым договором. Если вас заставляют мыть пол в рабочее время или после работы — обращайтесь с жалобой в трудовую инспекцию.

Иногда в штате нет уборщицы и дворника. Продавцы-кассиры по очереди моют торговый зал и чистят от снега прилегающую территорию магазина. Это также нарушение Трудового кодекса.

Грузчик. Во многих магазинах грузчиков не хватает, поэтому их обязанности частично или полностью выполняют продавцы. Например, в алкомаркете нас заставляли разгружать кеги с пивом и таскать коробки с водкой. Средний вес одной упаковки — от 18 кг.

«Правила по охране труда устанавливают, какой вес можно поднимать на работе: без перемещения тяжестей мужчина может поднять не более 50 кг, женщина — не более 15 кг. Если работодатель заставляет женщину-продавца поднимать и перетаскивать коробки весом от 18 кг — он нарушает закон. Сотрудница может обратиться в трудовую инспекцию».
Иван Агибалов, юрист по социально-правовым отношениям

На какую зарплату может рассчитывать продавец

В вакансии и на собеседовании работодатель обычно озвучивает плавающую сумму, например, от 20 000 до 25 000 ₽. В нее входит оклад и премия, которую работник получит, если магазин выполнит план.

По трудовому договору нам выплачивали оклад, районный коэффициент, северную надбавку и премию
По трудовому договору нам выплачивали оклад, районный коэффициент, северную надбавку и премию

Мой опыт
Тариф продавца — 958,34 ₽ за смену, плюс 20% — районный коэффициент и 50% — северная надбавка.
958,34 × 20% = 197,07 ₽ составляет районный коэффициент;
958,34 × 50% = 479,17 ₽ составляет северная надбавка;
958,34 + 197,07 + 479,17 = 1634,58 ₽ — дневная ставка продавца со всеми надбавками.
Я работала по графику два через два и за месяц получала оклад:
1634,58 × 15 рабочих дней = 24 518,70 ₽ в месяц.
К этой сумме добавляли премию, которая зависела от выполнения плана. Например, в июле нам выплатили премию 13 000 ₽, а в феврале — 5000 ₽. За эти месяцы я получила:
24 518,70 + 13 000 — 13% НДФЛ = 32 641,27 ₽ — зарплата июля;
24 518,70 + 5000 — 13% НДФЛ = 25 681,27 ₽ — зарплата февраля.
Для северного региона — эта низкая зарплата, из которой еще вычитают недостачу.

Откуда берется недостача

Во всех магазинах, где я работала, после ревизии обнаруживалась недостача. Это нормально: товаровед может ошибиться при приемке, товар могут испортить или украсть, просрочка «повиснет» на магазине, овощи и фрукты сгниют. Поэтому магазины устанавливают норму списания, которая зависит от оборота: чем выше оборот — тем ниже процент списания. Например, магазин с миллионным оборотом списывает 1,2%.

Если недостача выше нормы списания — именно так всегда и бывает — остальную сумму выплачивают продавцы. Это законно, потому что сотрудники супермаркета подписывают договор о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности — он входит в обязательный пакет документов для трудоустройства.

Когда ревизия выявит недостачу — ее делят на всех продавцов. Если ревизию проводят раз в месяц — сотрудники сразу возмещают недостачу из зарплаты. Но иногда ревизию проводят раз в полгода или год, и сумма недостачи оказывается достаточно высокой, чтобы покрыть ее с одной зарплаты. Тогда продавцы выплачивают ее несколько месяцев. Например, у нас из зарплаты удерживали по 1000 ₽ в месяц. Эти действия не противоречат закону.

Мой опыт
Проверяющие могут нагрянуть неожиданно и провести внеплановую ревизию. Склад был к ревизии не подготовлен — товары лежали в разных местах, и некоторые позиции мы не смогли найти. Ревизия выявила недостачу в 17 000 ₽, и каждый сотрудник заплатил по 3400 ₽.
После ревизии потерянные товары частично нашлись, но по правилам сети мы их оприходовали — внесли на баланс магазина. Излишне уплаченные деньги нам не вернули.

Как работать с чужими деньгами

Зарплата кассира невысокая, а работать приходится с большими деньгами. Например, в одном супермаркете дневная выручка доходила до 200 000 ₽, а в другом — до 1 000 000 ₽.

Я считаю, что кассиру надо абстрагироваться — воспринимать наличность не как деньги, а как средство расчета. С этим я справилась легко, но меня преследовала недостача — во время наплыва клиентов я могла неправильно дать сдачу. Если сдавала меньше — покупатели замечали ошибку, а если сдавала больше — многие молча забирали излишки. Недостачу из кассы нужно возмещать в конце смены.

Как работать с покупателями

Вспыльчивым продавцам сложно удержаться на работе. Сотрудник может быть необщительным, косноязычным, но обязательно — выдержанным и неконфликтным. Любые проблемы с покупателями надо решать мирно и желательно с улыбкой на лице. Иногда мне было сложно сдержаться, и я даже классифицировала проблемных покупателей.

  • Одинокие бабушки — им скучно, поэтому они «выносят мозг» продавцам. Основные претензии: дала сдачу не теми купюрами, в другом магазине товар дешевле, хлеб мягче, а продавцы приветливее.
  • Граждане подшофе. Часто они приходят в магазин просто поговорить, и отделаться от них очень сложно. Иногда они становятся навязчивыми и даже агрессивными. Если в магазине нет охранника, то рассчитывать особо не на кого. Однажды мы воспользовались «тревожной кнопкой», но когда приехали сотрудники ЧОП, ситуацию мы уже разрешили сами.
  • Статусные клиенты — это люди, которые хотят показать свою значимость за счет сотрудников сферы обслуживания: разговаривают нарочито грубо, командуют. Спорить с такими покупателями категорически нельзя. Однажды покупатель нажаловался на меня директору, и меня чуть не уволили.
  • «Психологические вампиры». Разными путями пытаются вызвать продавца на конфликт, чтобы получить необходимую для них энергию. Вместо конкретных претензий, у них мелкие придирки: продавец косо посмотрел, недостаточно услужливо ответил, поздоровался не с той интонацией. Однажды покупательница нахамила мне только потому, что по ее мнению я долго укладывала покупки в пакет.

Куда девают просрочку

В разных магазинах с просроченным товаром поступают по-своему. Например, в одной из федеральных сетей просроченные товары (день-два) продавали сотрудникам по бросовой цене: пачку сосисок (400 г) — за 50 ₽, палку колбасы — за 80 ₽. Потом такие продажи запретили, а просроченные продукты стали выкидывать в мусорные баки.

В магазине низких цен списаний было много, и первое время выбракованные товары отдавали сотрудникам бесплатно. Списывали просрочку, товары в испорченной упаковке, технику с незначительными дефектами, например, электрический чайник с неработающей подсветкой — все это мы могли забрать домой.

Но так поступают не во всех магазинах. Чаще просрочку и брак утилизируют.

Как в магазинах нарушают права сотрудников

Расскажу о нарушениях, с которым столкнулась сама.

Бесплатная переработка. По трудовому договору рабочая смена продавца начиналась в 9:00, но мы приходили к 8:00 на планерку. После планерки считали товар на складе. Получается, что ежедневно бесплатно перерабатывали один час.

В алкомаркете рабочая смена по договору длится 11 часов: с 8:00 до 21:00 минус 3 перерыва по 40 минут. А по факту мы работали по 13 часов и больше. Магазин закрывался в 22:00, а не в 21:00. И отдыхать по 40 минут нам не давали — надо было обслуживать покупателей. Поэтому мы тратили по 15–20 минут на обед и один–два раза по 10 минут, чтобы попить чай.

По трудовому договору моя рабочая смена длилась 11 часов, но режим труда и отдыха работодатель не соблюдал
По трудовому договору моя рабочая смена длилась 11 часов, но режим труда и отдыха работодатель не соблюдал

Привлечь сотрудника к сверхурочной работе можно только с его письменного согласия — мы такого согласия не подписывали, а работали по устному приказу директора. Переработка должна оплачиваться в отдельном порядке:

  • первые два часа — в полуторном размере;
  • за последующие часы — в двойном размере.

Нам переработку не оплачивали.

Дополнительные смены без согласования с сотрудником. Если один продавец заболеет, уйдет в отпуск или уволится — его смены по очереди обрабатывают другие продавцы. Например, в нашем магазине место кассира оставалось вакантным больше месяца, поэтому мы работали в режиме три через один и четыре через один. Нашего согласия на сверхурочную работу не спрашивали — управляющая составляла график и вывешивала в раздевалке.

Однако при изменении условий трудового договора, работодатель обязан заключить с работником письменное соглашение. За нарушение трудовых прав могут оштрафовать:

  • директора магазина и работодателя-ИП — от 1000 до 5000 ₽;
  • компанию — от 30 000 до 50 000 ₽.

Запрещают оформлять больничный. Сразу на собеседовании предупреждают, что болезни не приветствуются. И во время работы регулярно подчеркивают: хочешь работать — паши хоть с температурой, кашлем и насморком, хочешь болеть — увольняйся и болей. Например, моя напарница просила коллег подменить ее, пока ей будут оперировать щитовидку.

Важно: если работодатель нарушает закон, сотрудники могут подать жалобу в трудовую инспекцию, прокуратуру или суд.

Кому подходит работа продавца

Выгодной эту работу можно назвать только по двум причинам: легко устроиться и можно дешево покупать выбракованный товар. Хотя по отзывам знакомых продавцов, просрочку стали утилизировать.

В остальном для меня профессия непривлекательная — смогла продержаться всего три года. Но некоторые экс-коллеги продолжают работать до сих пор: они философски относятся к ревизиям, недостачу считают неизбежностью, а на конфликтных покупателей не обращают внимания.

По-моему, работать продавцом в супермаркете могут люди с определенным складом характера: добросердечные, общительные, сдержанные и терпеливые. С крепким физическим и психическим здоровьем.

Если присматриваете вакансию продавца — советую выбрать супермаркет с официальным трудоустройством, чтобы в трудовой книжке появилась запись о вашем опыте.