Рынок франшиз и отношение к ним постепенно меняется. Вместо неумелых энтузиастов с горящими глазами франшизы начинают развивать компании, которые действительно в этом разбираются и у которых есть на это ресурсы. Компании, заточенные под управление франшизными сетями.
Разработать франшизу не очень сложно, но создание продаваемой, удобной в использовании и прибыльной для обеих сторон франшизы – дело весьма непростое.
Стратегические цели франчайзинга
Компания, решившая развивать франчайзинговое направление, может ставить перед собой три стратегические цели:
1. Быстрый рост. Компаниям, планирующим быстрый рост, имеет смысл определиться с максимальным размером собственной сети, а дальше развиваться, используя франчайзинговую модель. В этом случае можно экономить практически на всех операционных затратах, как то: содержание помещений, оплата труда, налоги на фонд оплаты труда, доставка продукции до конкретного магазина. Все эти заботы ложатся на плечи франчайзи.
2. Региональная экспансия. Главное преимущество франчайзинга – быстрый захват рынка при минимальных финансовых вложениях и незначительных затратах людских ресурсов. Часто многие компании используют франчайзинговую схему развития либо в отдаленных регионах, где развивать собственную розницу тяжело и экономически нецелесообразно, либо на новых перспективных, но незнакомых рынках.
3. Укрепление бренда. Бренд можно формировать с помощью массовой и дорогостоящей рекламы. Есть и другой путь: построение разветвленной фирменной сети. Если выбирается второй вариант, важно разработать четкую запоминающуюся концепцию и единый ассортимент (продуктов или услуг) таким образом, чтобы сеть действительно была «фирменной», то есть максимально единообразной и узнаваемой. На предприятиях собственной сети ассортимент реализуемой продукции и оказываемых услуг может различаться, а общая концепция бывает размыта – для франчайзинговых предприятий все это недопустимо.
Стартап Byte Kitchen открывает оффлайновые рестораны сторонних брендов, предоставляя заведению, задумавшемуся о расширении, готовую инфраструктуру, программную платформу и экспертизу в операционном управлении. В свою очередь рестораны получают возможность увеличивать свою выручку за счет открытия новых точек, при этом совсем или почти не вкладываясь в их открытие и содержание. Единственное, нужно делиться выручкой с управляющей компанией. Это один из примеров финансовой модели, которую еще нужно проверить на российской почве.
Но суть тренда именно в этом создать управляющую компанию, которая умеет масштабировать (открывать франшизы) интересных брендов, у которых не хватает сил, денег и человеческих ресурсов, чтобы самим строить свою сеть или искать (и контролировать) энтузиастов-франчайзи.