Найти тему

Адольф Менцель.Комната с балконом .

Адольф Менцель (1815-1905).Комната с балконом .1845. Берлинские музеи.
Адольф Менцель (1815-1905).Комната с балконом .1845. Берлинские музеи.

Немецкий художник Адольф Менцель принадлежал 19-ому веку, был очень популярен в Германии. Его известность была так велика, что практически все картины остались в родной стране , сейчас они по большей части находятся в берлинских музеях.

Уж не знаю, по каким это причинам - личным качествам или предрешенности судьбы, но Менцель вовлекся в историческую живопись. Правда, это были не сюжеты из прошлого, а практически современная ему история. В основном он занимался отражением на холстах страниц жизни и деятельности прусских императоров . Фридрих Великий, Фридрих Вильгельм IV, Вильгельм I были запечатлены в разных ситуациях, будь то музицирование королевской особы, отбывание на фронт или принятие благодарностей от конгресса за что-то там . Как-нибудь я вам предложу эти картины, которые производят впечатление сильно вымученных, тяжелых.

В общем то ничего предосудительного нет в выбранной художником тематике, тем более что оплачивалась она достойно (я так думаю). Многие живописцы, состоящие на службе при дворах (Ван Дейк, Гойя) или на вольных хлебах с получением отдельных государственных заказов (Репин, Серов) занимались в принципе тем же самым.

Вот и Менцель жил себе преспокойно и писал агиографии королей, как однажды, если говорить конкретно – в 1839 году - он оказался на выставке англичанина Констебла, которая проходила в Русском доме в Берлине.

Картины этого предвестника импрессионизма произвели сильнейшее впечатление на Менцеля. И хотя он официально нигде не выразил эти свои чувства, появляются работы, в которых он стремится запечатлеть ускользающие мгновения, переливы светотени.

Сегодняшняя Комната с балконом как раз из его протоимпрессионистической живописи. Изображена комната художника на Шененбергштрассе. Считается одним из лучших произведений не только Менцеля, но и немецкой живописи середины 19-ого века.

У этой картины есть настроение, тайна, воздух, свет. Она живая. А ведь в сущности ничего такого не изображено – уголок с полуоткрытой балконной дверью, проем которой закрыт полупрозрачными шторами. Они чуть поддуваются ветерком, сообщая чистоту и легкость интерьеру. Два венских стула стоят практически симметрично по обеим сторонам высокого зеркала. Эта часть картины устойчивостью композиции отвечает за приземленность интерьера, в противовес шторам.

Вот и все, что мы можем увидеть полностью. Еще небольшой кусочек ковра, отраженное в зеркале кресло и там же в зазеркалье висящая на стене фотография. А хочется смотреть и смотреть…