Сотрудники – это главный актив предприятия. Вам тоже доводилось слышать такую фразу? А так ли это? И, главное, встречаются ли такие руководители, которые действительно считают, что главная ценность их бизнеса в тех людях, которые работают на предприятии?
Работа с сотрудниками делится на 3 этапа: подбор кадров, обучение персонала и мотивация.
Прежде чем начать процесс подбора кадров, франчайзи стоит составить список должностей и обязательных компетенций сотрудников. У специалистов по HR есть хороший принцип, на который можно обратить внимание: «Нанимай медленно, увольняй быстро». Сложность в том, что найти «готовых» (то есть полностью подходящих под вакансию) сотрудников реально сложно. «SHRM SkillsGap 2019» изучали вопрос подбора кадров и установили, что 75% специалистов по персоналу считают, что у кандидатов не достает нужных навыков для вакансий, на которые они претендуют.
Несмотря на то, что времени на подбор персонала часто не хватает, необходимо уделить этому вопросу максимум из имеющихся ресурсов. Вроде бы риски известны всем: ленивые сотрудники, незаинтересованный и немотивированный персонал, неквалифицированные кадры, ворующие люди. И все бы ничего, но есть самый главный риск: риск потери репутации. И здесь франчайзи отвечает не только за свою партнерскую точку, но и за репутацию всего бренда. Каждое действие, которое совершает сотрудник, оказывая услугу или продавая товар клиенту, формирует позитивное или негативное отношение покупателя. Поэтому, чтобы развить высокую лояльность у вашей целевой аудитории, мотивировать покупателей приходить именно в вашу франчайзинговую точку, а не к конкурентам, очень важно нанять такой персонал, к которому захочется возвращаться.
Нанимая сотрудников, помните, что обычный сотрудник – лицо предприятия. Именно тот самый человек, который общается с покупателями, обслуживает на кассе или отвечает на претензии ассоциируется у клиента с брендом. Значит, его коммуникационные навыки, его способность решать проблемы, адаптивность и культура общения могут сыграть в плюс или в минус. Здесь не будет лишним вспомнить еще один любопытный принцип: «Нанимайте за отношение и тренируйте навыки». Эта формула действует не на 100 процентов, но действительно очень многие навыки, необходимые для успеха предприятия, в сотрудниках можно развить. Насколько это выгодно? Или правильнее сразу нанять высококвалифицированного работника, в обучение которого не нужно будет вкладываться?
Правда, в том, что обучение необходимо в любом случае. Еще до пандемии «Theory & Practice» провели исследование и выявили, что развивающая среда – атрибут сильного работодателя. Обучение помогает сотрудникам приобрести знания, умения и навыки, необходимые для достижения успеха в компании. А еще обучение повышает лояльность работника и позволяет решать необходимые для предприятия задачи. Многие крупные корпорации обучают персонал, потому что на практике поняли, что обучение работников дешевле, чем поиск новых.
Другим важным фактором является то, что обучение сотрудников формирует определенную среду, в которой работникам становится комфортно делиться открытиями и применять полученные знания. Такая среда повышает эффективность предприятия и развивает корпоративную культуру. В России крупные бизнес игроки каждый год увеличивают затраты на образование – оно планируется заранее и строится с учетом бизнес-целей, повышая эффективность инвестиций. Обучение играет еще одну важную роль: оно обеспечивает интеллектуальный досуг сотрудников, позволяет объединять работников по общим интересам и укреплять связи внутри команды.
Франчайзи находится в прекрасном положении: он может воспользоваться программами обучения и обучающими материалам франчайзера. Данные программы разработаны в соответствии с нуждами (и учитывая уникальность) именно того бизнеса, который партнер приобретает по франшизе. Эти курсы проверены временем, имеют доказанную эффективность – позволяют сделать сотрудников более продуктивными, а франчайзинговую точку – более успешной. Выбирая франшизу, стоит обратить внимание, предоставляет ли франчайзер образовательные программы. Если подобных курсов не существует, это повод задуматься, насколько реально хороша франшиза.
Согласно исследованию Headhunter, 59% сотрудников в возрасте до 45 лет считают сильным мотиватором обучение, оплаченное работодателем. На первом месте (с точки зрения мотивации) остаются премии (так ответили 90% опрошенных), третье место занимает социальный пакет (так считает 54% респондентов).
Качество работы любого бизнеса напрямую зависит от качества работы сотрудников. Заинтересованные и мотивированные сотрудники – не редкость. Все в руках франчайзи. Цель каждого руководителя – сформировать единую слаженную команду, а помощь в этом новому партнеру окажет грамотный франчайзер. Именно поэтому наличие обучающих программ отличает качественную франшизу от некачественной.