Найти тему

О чем писал М. Вебер в своей главной работе?

Труд немецкого социолога Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма" являет собой важную исследовательскую работу: учёный на основе большого объема эмпирических данных доказывает влияние религии на формирование капиталистического строя.

Magnum opus М. Вебера начинается с постановки следующей проблемы: какие факторы привели к возникновению именно на Западе «буржуазного промышленного капитализма с его рациональной организацией свободного труда»? Более того, автор ставит перед собой проблему, сформулированную в еще более общей форме: «какая совокупность факторов предопределило возникновение на Западе тех явлений культуры, которые в результате получили универсальное значение?»

Категории рационализации и рационального же капитализма встречаются в этом труде крайне часто - они играют важную роль в исследовании М.Вебера. Под капитализмом Вебер понимает такое «ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, т.е. мирного (формально) приобретательства». Формулируя капитализм рациональный, автор выделяет несколько важных характеристик: учет капитала, то есть математические калькуляции, направленные на подсчет затрат, прибыли, имеющихся товаров; отделение предприятия от домашнего хозяйства. Вебер имеет в виду не просто пространственное разделение, но ориентирование на продажу, получение прибыли, а далее - подсчет.

Во многом, М. Вебер переворачивает марксистскую парадигму «бытие определяет сознание», при которой объективные экономические силы подчиняют поведение, культуру и идеи людей. Автор последовательно доказывает тезис о том, что мировоззрение, названное им «духом капитализма» может влиять на формирование не только социальной, но и экономической системы общества. Таким образом, по Веберу сознание не является чем-то вторичным и производным.

Данный тезис немецкий социолог подтверждает исследованием феномена «духа капитализма», оказавшего решающее влияние на формирование капиталистического общества. Капиталистическое мировоззрение возникло из протестантской этики, в особенности этики Кальвинизма. Объясняя, что такое «дух капитализма» в современном ему мире, Вебер приводит отрывок из трактата Б. Франклина, одного из отцов-основателей США. Документ будто является сборником наставлений для добропорядочного американца. М. Вебер пишет, что данный документ можно и нужно рассматривать как систему этических ценностей, идеальный человеком для которого является кредитоспособный человек, его долг - это приумножение своего богатства как самоцель. Причем честность, аккуратность, пунктуальность и добропорядочность, считаются добродетелями только потому что эти качества дают возможность брать кредиты, чтобы [опять же] приумножать капитал.

Чем же таким особенным обладала протестантская этика, что рациональный капитализм развился именно в протестантских обществах? Перечислим основные факторы, выделяемые М. Вебером.

  1. Протестантизм, в отличии от католичества, исключает возможность покаяния в церкви. Для них только бог имеет право судить и судить он будет после смерти. Таким образом, протестанты всю жизнь чувствуют вину и стараются сделать все возможное для его искупления.
  2. «Все возможное» включает в себя усердную работу. Протестантская трудовая этика обосновывает добродетель усердного труда. Причем добродетельным считаются практически все профессии. [Заметим, что для католичества этот список ограничивается лишь священниками и монашеством]. К тому же, протестантизм ограничивал количество нерабочих и праздничных дней.
  3. Если для католиков семья - это все, то для протестантов на первых план выходит община. Семья может стать причиной возникновения эгоистических мотивов. Процветание общины провозглашалась высшим благом.
  4. Протестантизм объявлял, что процветание не просто даруется богом, оно может быть заработано только усердным и честным трудом.

Таким образом, в данной работе Макс Вебер связывает возникновение капиталистической системы с Реформацией и с появлением протестантских течений в христианстве, с их особым отношением к трудовой и предпринимательской деятельности. По мнению автора, протестантский религиозно-этический комплекс обеспечивает формирование трудолюбия, бережливости, честности, расчётливости, то есть тех качеств, которые во многом способствовали развитию капитализма.