Семь футов под килем и попутного ветра, как говорят моряки. Рада приветствовать вас на своем канале, и пришло время для очередной пиратской истории, о человеке, который сделал довольно много для Берегового Братства, хотя никаких особо "пиратских" действий и не совершил. Это Бенджамин Хорниголд, "крёстный отец" знаменитого Эдварда Тича по прозвищу "Чёрная Борода", и один из "королей" пиратской республики в Нассау, на острове Нью-Провиденс. И хотя я причисляю его к основателям Берегового Братства и к одному из самых авторитетных пиратских лидеров начала 18 столетия - строго говоря, я его пиратом не считаю. Вот это занятное противоречие я и постараюсь объяснить в статье.
Всё, что написано ниже о самом Хорниголде - подлежит сомнению и проверке. Всё остальное подтверждается как минимум двумя энциклопедиями. Примечания и объяснения - в конце истории.
Точная дата и место рождения Бенджамина Хорниголда неизвестны, предполагают, что он родился в 1674 году в графстве Норфолк (Англия). Известно, что Хорниголд служил в английском флоте, но неизвестно в каком - торговом или военном. Скорее всё же, его карьера началась на каком-либо торговце, ну а с началом войны за испанское наследство в 1701 году Хорниголд оказался в числе каперов - капитанов, нападавших на корабли враждебных государств. Этой деятельностью Хорниголд довольно успешно и, можно сказать, на законных основаниях занимался вплоть до 1713 года, когда между Англией, Францией и Испанией был заключён мирный договор, и его каперский патент стал недействительным. Перед капитаном встал нелёгкий выбор - отказаться от пиратства и вернуться к мирной жизни и нищенскому существованию, либо - продолжить грабить испанские и французские корабли, но уже не как капер, а как пират. Хорниголд выбрал второй вариант, и возможно, на выбор капитана серьёзно повлияло его положение одного из неформальных лидеров пиратской республики на острове Нью-Провиденс. А ещё может быть, что на капитана повлиял его первый помощник Эдвард Тич, который тогда ещё не был "Чёрной Бородой". Это вполне вероятно хотя бы потому, что через пять лет пути Хорниголда и Тича разошлись как раз по причине отношения к пиратству - Хорниголд не хотел быть пиратом, а Тич отказывался принять королевское помилование. Но об этом позже, а сейчас поговорим немного о Нассау.
Остров Нью-Провиденс был довольно занятным местом, хотя бы потому, что практически каждый губернатор, назначаемый на должность, почти сразу начинал раздавать незаконные каперские патенты и планировать налёты на испанские торговые караваны. Возможно, это объясняется тем, что Багамские острова были отданы под управление шести лордам-собственникам Каролины Карлом II в 1670 году и губернаторов назначали эти самые лорды. Но, скорее всего, когда англичане впервые появились на Нью-Провиденс и основали город Чарльстон (позднее переименованный в Нассау), пираты там уже были, и лорды-собственники просто не могли с ними справиться. Приведу всего один факт - в 1701 году губернатор Элиас Хаскет отдал приказ арестовать пирата Рида Элдинга (который ранее был заместителем прежнего губернатора, покрывавшего его действия). Вместо Элдинга местной ассамблеей был арестован председатель адмиралтейского суда, а новый губернатор был отправлен в Нью-Йорк, причем его имущество было конфисковано. Так что пираты, избравшие Нью-Провиденс своей базой, в отличие от своих коллег с Ямайки и Тортуги, были действительно пиратами, не делавшими различия между испанцами, англичанами, французами и прочими - для них все нации были равны и являлись просто добычей. И среди этих людей Хорниголд пользовался уважением и заслужил немалый авторитет - хотя сам никогда не грабил английские корабли. Вдобавок, во время войны 1701-1713 гг, Нассау был дважды "зачищен" французами и испанцами - предполагалось, что это усмирит пиратов, но на самом деле карательные действия лишили англичан последней власти, которая ещё сохранялась. А пираты никуда не делись, наоборот, по окончании войны в 1713 году все оставшиеся не у дел каперы двинулись в Нассау. И вплоть до 1718 года Нассау превратился в пиратский рай, лишенный какого-либо управления со стороны Англии. Именно в это время губернаторами Багамских островов провозгласили себя Хорниголд, Бэрроу и Кокрейм, три пиратских капитана, которые всё же смогли обеспечить хоть какой-то порядок и не дать джентльменам удачи истребить самих себя.
Собственно, о пиратских действиях Хорниголда известно немного. В период с 1715 по 1717 год он захватил несколько призов у побережья Америки, и один из захваченных кораблей передал под командования Эдварда Тича. Два капитана продолжали совместные действия вплоть до 1717 года, численность флотилии варьировалась от пяти до двух кораблей. Также им удалось отбить атаку вооруженного корабля, посланного губернатором Южной Каролины охотиться за пиратами в марте 1717 года. Неизвестно, правда, кто на кого напал, зато известно, что бегством спасались именно англичане. Именно из донесения капитана этого корабля английские власти узнали, что под командованием Хорниголда имеется эскадра из пяти кораблей и примерно 350 человек. А в ноябре этого же года на корабле Хорниголда произошел бунт, и он был смещён с должности капитана - таким образом команда выразила свое недовольство тем, что Хорниголд отказывался нападать на английские корабли вообще, и на встреченный пиратами шлюп - в частности. В итоге шлюп был всё же захвачен, и его отдали Хорниголду и немногим оставшимся ему верными членам команды. А Эдвард Тич узнал о таком повороте событий намного позже. Впрочем, в декабре 1717 года Тич и Хорниголд всё равно расстались - Хорниголд отправился на Багамы, а Тич начал самостоятельную пиратскую карьеру.
Вероятно, до Хорниголда дошли известия, что английский король Георг I объявил амнистию всем пиратам, которые сдадутся властям до 5 сентября 1718 года. Прокламация была выпущена 5 сентября 1717 года, то есть пиратам давался год на принятие решения. И Хорниголд его принял. Да и трудно было бы ему начинать заново пиратскую карьеру, имея всего один шлюп и 26 человек команды.
Продолжение истории: