Как загорелся сыр-бор? Казалось бы, чего проще — от малой искры, разумеется. В «Словаре русского языка XVIII века» об этом четко сказано: «От малой искры сыр бор загорается». Да, в XVIII веке загадочный «сыр-бор» еще не обрел дефиса, и в словаре он снабжен пометой «фольк.» («фольклорное»). И эта помета не случайна.
Современный смысл выражения интуитивно понятен: «сыр-бор» — «перебранка, склока», «сыр-бор разгорелся» — «переполох из-за пустяка». Допустим, ничего необычного в горении бора нет. Но почему вдруг «сыр», пусть даже фольклорный, постигла та же участь?
Оказывается, неслучайно в «Словаре русского языка XVIII века» «сыр бор» пишется раздельно, без дефиса. Но «сыр» — это, конечно, не еда, а древняя начальная форма прилагательного «сырой», которая раньше была краткой, а не полной.
Валерий Мокиенко, доктор филологических наук и специалист по фразеологии, рассказал бы вам многое об этимологических тайнах, скрывающихся в горящем сыром бору. Но обычно со ссылкой на его труды приводят два варианта исходной пословицы — и всё:
Что же это за искра такая, способная вызвать пожар в сыром сосновом лесу? Вот тут и начинается самое интересное. В русском фольклоре горение леса символизирует любые сильные чувства, в частности, гнев, различные болезненные ощущения и... любовь.
Да и сам «бор» не всегда был «лесом». В древнерусском языке, если судить, в частности, по Изборнику Святослава 1073 года, это слово употреблялось в значении «дерево, сосна, кедр». Значение «сосна» для слова «бор» было характерно и позже, в XV—XVI веках. Причем нередко имелась в виду сосна мужского рода. Подтверждение тому находим, например, в причитании о рекруте, где молодой парень сопоставляется с сосной в бору:
«Сыр бор горит» — это присловье было характерно и для свадебных обрядовых песен, где вообще было много элементов, связанных с возжиганием огня, горением, страстью. Отдельного внимания заслуживает обряд сжигания (ломания, иссечения) елочки или сосны, олицетворяющей уже не мужскую силу, а девичью красу. При этом в лес за будущей «гостьей-избранницей» и «жертвой» на свадебном пиру — елочкой/сосной — ходили сами девушки, которые пели:
А, например, в одной из частушек уже более позднего времени поется:
Да-да, «В лесу родилась елочка», хоть и авторское стихотворение (Р. А. Кудашевой) — по сути, тоже «про это». Торжественная встреча Нового года и Рождества родилась из обрядов, символизирующих умирание и одновременное рождение в новом качестве. А какое истинное рождение без любви и страсти?
Так и «горящий сыр бор» на самом деле оказывается не какими-то перебранками из-за пустяков, а чуть ли не целой поэмой о жизни, страсти и любви.
У нас есть и другие статьи на «хвойную» тему:
Кто первым заблудился в трех соснах?
Ель, сосна и пихта: откуда в русском языке эти слова
Подписывайтесь на наш канал! Будет еще интереснее!