Найти тему

Какие условия нужны для успешного обучения ребёнка c ограниченными возможностями здоровья?

Оглавление
Доцент кафедры комплексной психолого-педагогической реабилитации факультета специальной педагогики и психологии МГОУ Анна Еремина
Доцент кафедры комплексной психолого-педагогической реабилитации факультета специальной педагогики и психологии МГОУ Анна Еремина

Как обучить, воспитать и социализировать ребёнка с ограниченными возможностями здоровья? И какие условия для успешного обучения нужно создать для него в школе, детском саду? Об этом рассказывает наш эксперт Анна Еремина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры комплексной психолого-педагогической реабилитации факультета специальной педагогики и психологии. Анна Александровна – автор учебника «Основы олигофренопедагогики», эксперт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), специалист с 30-летним опытом практической работы в образовательных организациях. Более 30 лет она работает и как преподаватель в вузе.

-У ребёнка, прежде всего, должно быть подтверждённое заболевание. Тогда психолого-медико-педагогическая комиссия определяет, какие условия должны быть для него созданы, например, в школе и как конкретно для него будет реализоваться адаптированная основная общеобразовательная программа.

Что может входить в эту программу?

-увеличенные сроки обучения для ребёнка с ОВЗ
-в программе отражаются все предметы, которые может освоить школьник. Например, ребёнок с нарушением слуха со 2 класса не может изучать иностранный язык. Поэтому в адаптированной программе как раз и будет отмечено, что иностранный он сможет изучать в более старшем возрасте. Или ребёнку с нарушением зрения трудно заниматься рисованием – для него будет предложен другой вид изобразительной деятельности

Для детей с ОВЗ образовательная организация готовит специальные учебники, пособия, методические материалы. Например, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата все учебники должны быть удобными для захватывания, переворачивания. Детям с тяжёлыми нарушениями речи не всегда понятна быстрая речь педагога, по сути – незнакомого для них человека, поэтому для них используются специальные пособия: планшет-схемы, расшифровывающие, раскрывающие содержание задач. А ребёнку с задержкой психического развития необходимо дать специальный алгоритм, чтобы он понимал последовательность собственных действий. Например, как ему решить задачу. Для детей с умственной отсталостью есть специальные курсы, которые обучают их общаться, коммуницировать с окружающим миром. Это позволяет постепенно преодолеть то нарушение, которое у них есть.

Помощь техническая и интеллектуальная

-Особому ребёнку при необходимости предоставляется технический ассистент – помощник. Он помогает ребенку с тяжёлым нарушением зрения установить лупу над столом. Или ребёнку с нарушением опорно-двигательного аппарата прочертить линию, удержать его руки.
А есть и другая важная должность – тьютор, специалист с педагогическим образованием. Он осуществляет индивидуальный подход к ребёнку на уроке, например, на адаптационный период. Помощь тьютора, например, нужна ребёнку с расстройством аутистического спектра. Тьютор поможет ему адаптироваться в новой образовательной среде, составить индивидуальное образовательное расписание. Бывает персонализированный тьютор (для одного ребёнка) или для группы детей. Он может работать в разных классах, с разными группами, допустим, на уроках математики. Тьютор – помощник учителя. Он там, где трудно, где нужна интеллектуальная помощь. Но тьютор не должен выполнять всё за ребёнка, как ошибочно думают родители! Не должен тьютор за ребёнка писать! Он может поддерживать локоть или дать сигнал, или разметить тетрадь для письма. Важна самостоятельность, даже, если это ребёнок с ОВЗ!

Доступная среда должна создавать условия для успешного обучения!

Нужно проводить коррекционно-развивающие занятия, их количество может корректироваться конкретным учебным заведением. Очень важно обеспечить для детей с ограниченными возможностями здоровья беспрепятственный доступ в школу и создать там доступную образовательную среду. Доступная образовательная среда – это не только о пандусах! Речь идёт, например, о специальных вертикальных маркерах, или сигналах, которые будут обозначать гигиенические комнаты. Или – для ребёнка с нарушением зрения специальными знаками на полу должна быть обозначена маркировка или амплитуда открытия дверей. Мы с вами в столовой можем прочитать меню, а ребёнку с ОВЗ надо видеть, какие блюда у него сегодня на завтрак, поэтому меню должно быть представлено в картинках.

В доступной образовательной среде ребенок должен не просто уметь перемещаться из кабинета в кабинет, а понимать, что в этом кабинете происходит. Знать, где его класс, учитель – ведь он не всегда может запомнить его лицо. Или: все знают о том, что есть шрифт Брайля, ну а если ребёнок с нарушением зрения ещё не умеет им пользоваться? Поэтому перед входом в класс нужно установить маркер, чтобы он понимал, что это его класс. А ещё очень важный момент, который почему-то забывается – это ограничители и удержатели тетради, учебника на плоскости парты! Ведь сколько ребёнку нужно потратить усилий, чтобы удержать тетрадь, учебник на столе! А когда мы его прикрепили специальными магнитами, у него больше нет этой сложности, и он может потратить больше времени на выполнение заданий. А если у ребёнка тремморные движения – тогда мы можем закрепить на его локти утяжелители, которые снимают спазм, и он сможет спокойно держать ручку и записывать!

Где могут обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья?

-Московская область – это одна из немногих областей России, которая сохранила высокий потенциал коррекционной работы. В Подмосковье есть образовательные организации, которые реализуют эти адаптированные образовательные программы:

Для детей с нарушениями интеллекта – школа № 7 в Сергиевом Посаде (г. Сергиев Посад, ул. улица Вознесенская, д. 81, 8 (496)540-37-43)).

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития – Чкаловская школа-интернат в Щёлково (г. Щёлково, ул. Рудакова, д. 1А, 8(496)566-57-06))

Для детей с нарушениями зрения – школа-интернат IV вида городского округа Люберцы (Люберецкий район, поселок Малаховка, улица Центральная, дом 12, 8(495)501-01-72)).

Обо всех школах, колледжах, обучающих детей с ОВЗ, вы можете прочитать на сайте Министерства образования Московской области.

В свою очередь ознакомиться с оборудованием, которое используется на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья, могут студенты факультета специальной педагогики и психологии МГОУ.

Для будущих педагогов на факультете созданы все условия для успешной подготовки, своим опытом с ними делятся профессионалы-практики, эксперты в области инклюзивного образования. Поэтому образование в бакалавриате и магистратуре Московского государственного областного университета поможет им самореализоваться и в будущем тоже стать экспертами!

#мгоу #дети с овз #обучение ребенка #адаптация в детском саду #дошкольная педагогика #тьюторство #специальная педагогика и психология