Пляжи Карибской Мексики с их окаймленными пальмами участками золотого песка, встречающимися с чистым голубым морем, известны своей красотой, как на открытках. Но сейчас, весной и летом, береговая линия Юкатана между Канкуном и Тулумом забита горами морских водорослей, которые загрязняют пляж сернистым запахом разложения и делают воду почти непроницаемой.
Эта микроводоросль называется саргассум, и она вызывает проблемы в раю.
Рост водорослей цикличен и даже полезен в нормальных количествах. Обычно водоросли цветут и остаются в океане, обеспечивая плавучую среду обитания для рыб, креветок, угрей, черепах и птиц. “Это важнейшая среда обитания—ее часто называют "золотым лесом океана"", - говорит Чуанмин Ху, профессор оптической океанографии в Университете Южной Флориды.
Но морские водоросли в настоящее время являются крупнейшими в мирецветущими водорослями—и не остаются в океане. С 2011 года огромные количества выбросились на побережье Карибского бассейна, от Малых Антильских островов до мексиканского полуострова Юкатан. В открытом океане массивные плоты не пропускают солнечный свет к коралловым рифам; по мере разложения водоросли выделяют соединения, которые вредят морской жизни. Проблема расширяется: ученые, используя спутниковые данные НАСА, недавно засекли пояс плавающих водорослей длиной 5549 миль.
Оказавшись на берегу, груды саргасса мешают морским черепахам откладывать яйца и достигать океана. Кроме того, он воняет, вызывая головные боли и тошноту у посетителей пляжа.
Ученые объясняют взрывной рост увеличением стока сельскохозяйственных ресурсов и сточных вод из реки Амазонки в Бразилии, а также потеплением температуры воды и повышением уровня воды в восточной части Атлантического океана.
С тех пор как десять лет назад начался кризис, количество морских водорослей, выбрасываемых на берег, уменьшилось и утекло. “Сезон саргасса” обычно охватывает пляжи с апреля по август. В некоторые годы, как, например, в 2018 году, наблюдалось особенно большое цветение, и 2021 год обещает стать “одним из рекордных лет”, говорит Ху. ”Это не эпизодично—теперь это нормально".
Это экономический кризис, а также экологический. В мексиканском штате Кинтана-Роо, где туризм составляет 87 процентов ВВП штата, избыток саргасса представляет особенно серьезную угрозу для средств к существованию. Так что же, если вообще что-то может это остановить?
Экологическая проблема с экономическими последствиями
Более двух миллионов пассажиров прошли через международный аэропорт Канкуна в июне 2021 года, что является самым высоким показателем с февраля 2020 года. Вдоль мексиканской реки Майя население вернулось к уровню, существовавшему до пандемии, отчасти из-за отсутствия в стране ограничений COVID-19 для туристов. Но саргассум снова может отпугнуть посетителей. “До КОВИДА саргассум определенно повлиял на бронирование”,-говорит Зак Рабинор, генеральный директор турагентства Journey Mexico. “Это был постоянный встречный ветер".
После всплеска в Саргассе в 2018 году уровень заполняемости отелей Ривьера-Майя снизился на 2,87 процента. Чтобы компенсировать это, отели снизили цены, переселили недовольных туристов в другие объекты недвижимости или предложили туры по достопримечательностям за пределами пляжа.
В том же году отели между Канкуном и Пуэрто-Морелос на юге потратили около 200 000 долларов каждый на заработную плату персоналу по очистке пляжей и транспортировке морских водорослей на места захоронения. Многие также раскошелились на специализированные лодки для удаления, которые могут стоить до миллиона долларов (США), и на морские барьеры из саргасса, стоимость которых составляет 100 долларов за линейный фут. По оценкам Рабинора, “отели среднего размера с большими пляжными площадками тратят тысячи долларов в день [на удаление], если не больше, в пиковые моменты”.
Турагент Мэллори Джонс посетил Ривьеру Майя в мае 2021 года. Сотрудники ее курорта работали над тем, чтобы очистить водоросли, но она говорит, что эти усилия “не шли ни в какое сравнение с Матерью-природой”. Насыпи саргасса удерживали ее от песка и срывали ее планы по плаванию на байдарках. “Это был облом. Я бы избегала этого времени года для личных путешествий”, - говорит она. Теперь, для клиентов, “которые действительно хотят хороший пляж и чистую воду, я вообще уводю их из Мексики. Это просто слишком непредсказуемо".
Удаление граблями, трактором или лодкой
Удаление или отклонение фунтов и фунтов морских водорослей, которые иногда прибывает с каждой волной, - это не просто вопрос того, чтобы зачерпнуть материал в ведро и выбросить его.
Морские барьеры из морских водорослей используют сетку или плавучие бамперы для улавливания или блокирования саргасса. Лодки, оснащенные черпающими механизмами, также могут поднимать растительные вещества из воды, но они могут быть дорогостоящими. “Только в нескольких отелях есть такие лодки”,-говорит Роза Родригес-Мартинес, исследователь Национального автономного университета Мексики, которая изучает саргассум с 2015 года. “Большинство использует барьеры, чтобы отклонить водоросли в”жертвенные места", и использует механические ленты или бульдозеры для загрузки водорослей в грузовики".
Некоторые отели утилизируют саргасс на близлежащих землях, в то время как другие вывозят его на места захоронения в джунглях. “Однако ни одно из мест захоронения не было должным образом подготовлено для предотвращения попадания выщелачивающих веществ [загрязненных жидкостей] в водоносный горизонт”,-добавляет Родригес-Мартинес.
Два года назад президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор завербовал мексиканский военно-морской флот, чтобы помочь остановить прилив водорослей до того, как они достигнут береговой линии. Военно-морские катера, укомплектованные 300 сотрудниками, сейчас собирают саргасс с барьеров, установленных в море. По состоянию на май 2021 года они собрали более 10 000 тонн этого вещества.
Это огромные усилия. Но водоросли просто продолжают прибывать.