Рассмотрим такой финансовый вопрос.
Нам нужно 100 широкофюзеляжных самолётов на следующие 10-15 лет. Разработка самолёта и производство 100 бортов будут стоить 900 миллиардов рублей (то есть в среднем один борт в конечном итоге обойдётся государству в 9 миллиардов). Допустим также, что наш условный Ил-96 будет менее эффективный, чем его иностранные аналоги. Продать наши самолёты в российские авиакомпании можно будет только со скидкой по сравнению с иномарками, чтобы компенсировать разницу в эффективности, или по 6 миллиардов за штуку. То есть вернуть в казну можно будет только 600 миллиардов рублей из 900.
Эксперты Высшей Школы Экономики приходят в Кремль и говорят: "Нам консультанты из Всемирного Банка сказали, что мы должны закрыть все неэффективные предприятия. Поскольку проект убыточный, то он должен быть закрыт, а мы должны разрешить авиакомпаниям купить 100 готовых самолётов за границей".
В чём ошибаются наши великие учёные-экономисты?
Давайте распишем тривиальную арифметику проекта создания своего Ил-96 и альтернативы закупки готовых самолётов за границей. Цифры очень приблизительные. Для оценки себестоимости отечественного широкофюзеляжника мы взяли объявлявшуюся не так давно цену Ил-96-400:
Ил-96-400М действительно оценивается сейчас в 8,5 млрд руб., подтвердил сотрудник ОАК.
Продажная стоимость в 6 миллиардов взята просто как довольно экстремальная скидка - на самом деле результат качественно не изменится, даже если предположить гораздо большую скидку.
Итак, государство в каждый Ил-96 вкладывает 9 миллиардов рублей, или 900 миллиардов за 100 самолётов. А продаёт авиакомпаниям по 6 миллиардов за штуку, или всего за 600 миллиардов рублей.
Бюджет не досчитывается 300 миллиардов рублей, или эквивалент 4 миллиардов долларов. Которые нужно было бы скомпенсировать собиранием налогов со всех налогоплательщиков. Все налогоплательщики в сумме теряют эквивалент 4 миллиардов долларов.
Рассмотрим альтернативу. Вместо создания Ил-96 государство разрешает авиакомпаниям закупить 100 самолётов за границей. Пусть самолёты даже подержанные Boeing-777-300ER - стоят по 100 миллионов долларов за штуку :
British Airways received the G-STBM aircraft in October 2020. It is less than a year old. According to ch-aviation, its current market value is US$99.5 million.
Бюджет не потратил ни копейки, дополнительных налогов собирать не надо. Но! Из страны ушло 10 миллиардов долларов. Эти 10 миллиардов долларов - это то, что потеряли все те же самые налогоплательщики страны. Потому что деньги заплачены иностранцам. А эти иностранцы, в отличие от российских конструкторов, инженеров и рабочих авиапрома, совершенно точно ничего на эти деньги у нас в стране не купят!
Таким образом, если смотреть с "коммерческой" точки зрения, то строить Ил-96 за 9 миллиардов рублей и продавать в авиакомпании за 6 - "убыточно". Но не создавать свой самолёт и отдавать за каждый самолёт 100 миллионов нефтедолларов за границу - ещё гораздо более убыточно!
То есть создание И, ГЛАВНОЕ, ПОТРЕБЛЕНИЕ своего продукта, который пусть даже не такой эффективный, как иностранный аналог - колоссальная экономия! Даже при довольно экстремальных предположениях о том, что Ил-96 продавался бы всего за 2/3 себестоимости, и что иностранный аналог стоил бы всего 100 миллионов. И главное о том, что цена на нефть всегда будет настолько высокой, что доллар будет стоить всего 75 рублей, и нефтедолларов будет хватать на покупку хотя бы подержанных иномарок.