Накануне встречи Джо Байдена с Владимиром Зеленским в американском издании The New York Times вышла статья, в соответствии с которой для Украины данный саммит должен был стать последним шансом остановить строительство «Северного потока – 2».
Однако действительно ли Байден собирается заблокировать проект? И, если да, то, казалось бы, причем тут Украина?
В начале президентского срока Джо Байдена многие специалисты прогнозировали снижение санкционного давления на российский газопровод. Дело в том, что жесткая риторика Администрации Трампа в отношении «Северного потока – 2» была в большей степени связана с лоббированием экономических интересов американских компаний на европейском энергетическом рынке, в то время как за Байденом стоит «экологическое лобби», которое наоборот препятствует развитию американской нефтегазовой отрасли. Для нового президента санкции в отношении российских энергетических проектов являются скорее инструментом продвижения геополитических интересов.
Главной причиной, по которой Администрация Байдена так яростно выступает за санкции в отношении «Северного потока – 2», является озабоченность по поводу европейской энергетической безопасности. Любая угроза безопасности и стабильности ЕС – союзника США по НАТО – воспринимается американцами как угроза собственной национальной безопасности. Одновременно с этим Вашингтон выражает особую обеспокоенность энергетической безопасностью Восточноевропейских и Южноевропейских стран, некоторые из которых на 80-90% зависят от российского газа, поступающего по транзитным трубопроводам.
Однако можно сказать, что приоритетным вопросом при принятии решений о вводе санкций против российского газопровода для Администрации Байдена является проблема транзита через Украину. Киев считает, что Россия будет использовать «Северный поток – 2» в политических целях, в частности, чтобы подорвать правящий режим. Украинская сторона не раз обращалась к Вашингтону по данному вопросу, в том числе об этом говорили Байден с Зеленским на встрече 2 сентября.
Стоит отметить, что США так ни разу и не предприняли жестких мер, которые бы затрагивали непосредственно «Северный поток – 2» и связанных с ним лиц и могли бы остановить строительство газопровода. Наиболее весомые союзники США в Европе, такие как Германия, не считают проект угрозой энергетической безопасности и уверенно отстаивают его право на существование. Поэтому санкции США в отношении российского газопровода стоит воспринимать, как акт символической поддержки Украины – демонстрацию неких союзнических отношений.
Впервые Администрация Байдена ввела блокирующие санкции в отношении «Северного потока – 2» в январе 2021 года, когда в санкционный список попали судно-трубоукладчик «Фортуна», а также его владелец компания «КВТ-Рус». 20 августа госсекретарь США Энтони Блинкен завил о санкциях в отношении одного российского судна и двух россиян, участвующих в строительстве трубопровода. Ранее в июле состоялась встреча Джо Байдена с Ангелой Меркель, на которой одной из тем стал «Северный поток – 2». Меркель подтвердила, что в случае, если Россия будет использовать газопровод в качестве альтернативы транзиту через Украину, Европа примет меры.