Отзыв о третьем сезоне сериала "Шеф". Без раскрытия всего сюжета, но с упоминанием некоторых аспектов.
Производство: Триик-медиа
Режиссёр: Олег Ларин
Сценарий: Андрей Тумаркин
В главных ролях: Андрей Чубченко (Расторгуев), Кирилл Полухин (Тихомиров), Анна Табанина (Даша), Юрий Сысоев (Малыш), Кирилл Рубцов (Некрасов), Олег Метелев (Арефьев), Игорь Павлов (Лыков), Алексей Титков (Кудряшов), Андрей Дежонов (Надеждин), Алексей Осипов (Утехин), Дмитрий Сутырин (Локтев) и др.
После событий во втором сезоне, полковник Расторгуев вместе с гражданской женой Дашей и дочкой Полиной оказывается в городе Томилинске. Вынужденная ссылка в сибирский городок по программе госзащиты подразумевает полную анонимность и смену фамилии. Ведь та спец-операция, в ходе которой наш герой разворошил осиное гнездо, где одной из главных фигур был его друг Лыков, требует осторожности. Не всем из высшего руководства пришлось по душе, что успешные и принципиальные подчинённые оказались замешаны в крупном скандале, который распутал Расторгуев.
Жизнь под новым именем и отсутствием тех возможностей, что были у полковника при должности, по началу привносит некое успокоение. Теперь он может гораздо больше времени проводить со своей семьёй. Расторгуев работает в такси, берётся за подработки грузчиком, но денег всё равно не хватает, а положенные начисления за участие в программе защиты свидетелей малы. А постоянная смена мест жительства, из-за невозможности бывшего полковника пройти мимо, когда любой другой просто бы отвернулся, постепенно приводят к небольшим размолвкам с Дашей. Гражданской жене главного героя скучно без своей работы в скорой. И, в очередной раз поменяв место дисклокации, она решается попробовать поработать в несколько другой сфере - торговле на рынке. Благо у главных героев порядочные соседи, которые могут приглядеть за дочуркой. И казалось, потихоньку-помаленьку новая жизнь у главных героев вроде налаживается. Это было бы так, если бы Виктор Расторгуев не был принципиальным и справедливым. В очередной (какой по счёту?) раз, сталкиваясь с незаконными действиями нечистых на руку сотрудников, наш герой не соглашается платить. С этого момента и начинается новая жизнь, которая новой и не является.
В Томилинске есть свой криминальный авторитет по кличке Малыш, которому приглянулась Даря. Женщина по началу противиться ухаживаниям бандита, но недавно начавшиеся ссоры дома и понимание, что более дружеское знакомство с влиятельным, пускай и не чистым на руку, авторитетным бизнесменом, даёт возможность получить помощь в организации своего дела. Даша идёт на уступки, иногда соглашаясь на свидания. Нет, всё в рамках приличия, но сами понимаете, что само общение жены с криминальным элементом явно не по душе Расторгуеву, который об этом узнаёт, всё таки он опер, а из Даши тот ещё конспиратор. Из-за этого у пары начинаются первые, более серьёзные разногласия, нежели обычные домашние склоки. А когда главный герой вникает в местные законы и порядки, где вся городская полиция прикормлена Малышом, то Виктор Расторгуев просто не может ничего не делать. Несмотря на отсутствие звания и возможностей, бывший полковник, не без помощи молодого участкового Васькова, собирается вывести на чистую воду очередных коррумпированных полицейских. Вопрос в том, каких усилий это будет стоить ему самому и его семье.
Сюжет. Сама смена места действия по началу смотрится интересно. Главный герой, обычный работяга, погружается в рутину среднестатистического регионального городка. Тот факт, что Расторгуев теперь не может воспользоваться служебным положением и не может рассчитывать на помощь верных друзей, а по сути вынужден действовать как герой-одиночка - всё это интригует до определённого момента. Именно до середины сериала, ровно до того, когда авторы начали уделять больше времени второстепенным персонажам и их размышлениям. Нет, это нормально, но в контексте "Шефа" такое выглядит не совсем уместно, с учётом того, что эти самые персонажи всего на четыре-пять серий. Т.е. говоря проще, главное, в чём несколько сдал сериал - ощущение затянутости истории, за счёт не нужных сцен. Ну а резкий переход, примерно в 24-ой серии, когда только что ты смотрел на Расторгуева в Томилинске, а уже наблюдаешь за возглавляемой им операцией в Санкт-Петербурге, где руководит процессом старый знакомый Локтев. Как то странно авторы сделали.
Вообще, по ощущениям, сам сюжет перестал держать в напряжении, если так можно сказать. При таком большом хронометраже (а 32 серии не так уже и мало), появилось слишком много проходных серий. Таких как, например, "разборки" с начальником порта и тяготения бывшего майора Кудряшова, уволенного Расторгуевым из-за разных взглядов на криминальную обстановку в городе. Да и в целом, не хватает того духа первых двух сезонов. Но тут есть объяснение. Это как раз персонажи.
Персонажи. Пожалуй, именно из-за новых персонажей "Шеф" и потерял в харизме, всё таки, как показал третий сезон, Ровинский и Каплевич - это важнейшие атрибуты удачной реализации всего сериала. Да, появились новые герои, тоже интересные, но не хватает им чего-то, что было у персонажей Цапника и Лебедева. Васьков, Некрасов и Баженов несомненно имеют харизму, но как-то не для команды Расторгуева, слишком покладистые что ли, или многова-то шаблонов в них. Да, Громов из-за мании мести по началу показывает норов, но потом становится просто честным опером, который благодарен Расторгуеву и теперь всецело за него. Вспомним, сколько было столкновений характерами между Расторгуевым и Ровинским или история с Даной, когда Каплевич не стал даже слушать старшего товарища, да и с Локтевым были моменты недопонимания. Как-то этого не хватает в данном сезоне.
Главные антагонисты, по сравнению с первыми двумя частями, откровенно слабее. И начальник полиции, и начальник порта Надеждин, и даже самый центральный злодей - Малыш...Ощущение, что просто по законам жанра подобраны. Есть конечно интересные и довольно колоритные личности, типа майора Ивантеева, но сам по себе персонаж ничего не решает, как скажем тот же полковник Максимов из второго сезона. Нет, актёры убедительны и в отдельных моментах вызывают эмоции, но это Камыш или Лыков, не говоря о генерале Островском или помощнике губернатора Симонове из первого сезона. Отметил бы генерала Арефьева: таким и должен быть офицер - жёстким, но с толикой рассудительности. Ещё неплохо добавил юмора Утехин, наверное, пример среднестатистического опера, хотя у персонажа больше положительных принципов, нежели наоборот.
Из Даши планомерно делают истеричную стерву (апофеоз этого будет в четвертом сезоне). Порадовал Макс, ну помимо Расторгуева. Само появление Тихомирова ближе к концовке и не даёт сериалу перейти в разряд обычных нтв-шных. И теперь можно сказать, что "Шеф" - это история двух судеб, разных, но у которых гораздо больше общего, чем они думают.
Музыка. Александр Розенбаум как всегда на высоте. Удивительно, как этому сериалу подходят песни этого великолепного композитора. Как будто текст писался под сериал, хотя понятное дело, что это не так. Как и сценарий явно не задумывался под песни Розенбаума. Но та же "Нарисуйте мне дом" вкупе с игрой Чубченко - пробирает, очень классно снято и исполнено. Ну и отдельное спасибо композитору сериала Андрею Муканяеву, как минимум за финальную музыкальную тему.
Сценарий. Андрей Тумаркин придумал незамысловатую историю, которую режиссёр Олег Ларин попытался реализовать. На мой взгляд, повторюсь, сюжет слабоват по сравнению с первыми частями, хоть подача и не изменилась. Тут также есть интересные линии, наподобие истории с маньяком или как Даша из медсестры становится чуть ли не бизнес-воротилой. Хотя, понятно, что чем больше сезонов, тем слабее становится сериал, так почти всегда, может "Ментовские войны" до сих пор выдерживают проверку временем.
Но вот что-что, а финал сезона вышел классным. Это умение, что у авторов, что у актёров мощно завершать историю никуда не делось. По крайней мере, все три сезона заканчиваются сильно. В этой части особенно удалась сцена встречи Макса и Расторгуева, когда нашему полковнику предстоял не лёгкий выбор. Операторы классно справились, добавив эмоциональности сцене.
Подводя некий итог, могу отметить, сериал всё ещё держит определённую планку, но ввод новых персонажей в этот раз не пошёл на пользу или правильней сказать - не хватило Ровинского и Каплевича, а также чуть более харизматичных антагонистов. И теперь можно констатировать, что "Шеф" - это история двух людей, которые по определённому стечению обстоятельств, оказались по разную сторону баррикад, каждый из которых по своему борется за правду. Расторгуев путём закона, а Тихомиров за счёт авторитета, но оба хотят сделать город чище. И оба героя в какой-то момент начинают одинаково импонировать. Их небольшой диалог в конце, где Расторгуев спрашивает Макса, определённо запомниться:
- И как же мы теперь будем?
- А ничего не изменилось: ты мент, я вор. Всё будет по прежнему.
Небольшой трейлер:
__________________________________________
Статьи по теме "Шеф":
"Шеф. Игра повышение" (2016) (4 сезон)