Было время, пробовала я написать в пику "Алтын-толобас", где Борис Акунин дважды прошелся по Пскову. 17-го века и современному. Героиней у меня в том же и в нынешнем времени была внебрачная, как мы теперь говорим, дочь Поганкина. Вот вам, конечно, смешно. Мне сейчас – тоже. Но так это меня тогда захватило!
Я собирала в кучу все, что находила о Пскове XVII века, сочиняла события. Но дело встало из-за того, что недостаточно "видела" я те времена. Так ли люди чувствовали, так ли относились ко многому, как мы. Могло ли что-то происходить из того, что теперь в обычае. Так ли я называю, говорю, как раньше. И оставила. Не пошло.
Вот как, например, говорили
Аввакум Феодосии Морозовой:
Ты, миленькая, на них не сердитуй.
Ну-тко, ты посмиряй себя...
А то ты на небо хочешь взыти, бьючи сама, а не бита быти!
И княгиня Урусова, сестра боярыни Морозовой – сыну (хотя сейчас в Википедии только дочь вижу...):
... мой ненаглядный, ненасмотренный...
...свет мой, любезный мой, утешь ты меня...
...или ты забыл меня, или ты забыл любовь и ласку мою, али забыл ты слезы мои и рыдание мое...
... сокрушила свое сердце по тебе
Собирала поговорки
того примерно времени. Да, конечно, не строго все получалось, но нравились мне такие:
- Господи прости, в чужую клеть пусти, помоги нагрести да и вынести, а там будет воля твоя.
- Подсказали б, где тут на постой проситься, чтоб в поле под шапкой не ночевать.
- Утро вечера мудренее. Завтра встанем, да, умывшись, подумаем.
- Спина наша, а воля ваша.
- Ума за морем не купишь, коли его дома нет.
- Кто служит, тот и тужит.
- По платью видят, кто таков идет.
- Сегодня в чести, а завтра – свиней пасти.
- Царю из-за тына не видать.
- Видел во сне кисель, так ложки не было; положил ложку за пазуху – киселя не видал.
- Иной и учится, да в голове не вязнет.
- Дорога прямая, как кнутом отхлестнута.
- Чрез тын пьют, а нас не зовут.
- Како ми не объестися, коли поставят кисель с молоком.
В XVII веке в Пскове было популярно
"Были те рога в торгу". А оказывается, полным было выражение: "Буду богат – буду рогат, кого захочу, того избоду".
Каков ни будь грозен день, а вечер настанет.
Вот ещё псковское: "У скупого украдешь, а у нета ничего не возьмешь". Нет – это неимущий. Вот интересно получается: На нет и суда нет. Оттуда?
О немецком купце
Сейчас начну приводить речь псковитян из "Русско-немецкого разговорника, составленного в 1607 году немецким купцом Тоннисом Фенне".
Известно о нем мало. Предположительно, он из прибалтийских немцев. Возможно, незадолго до 1607 года Т. Фенне прибыл в Псков для возобновления отношений с Псковом, как пограничным городом.
Может быть, это о нем упомянул Е. Болховитинов в своей "Краткой Псковской летописи"? После сообщения, что в 1599 году "царь Борис Годунов возобновил торговлю с ганзейскими городами через Ивангород, Псков и Новгород", Е. Болховитинов под 1607 годом приводит такие сведения:
"Ганзейцы с 7 июля заняли с прежними преимуществами во Пскове на Завеличье свои старые гостиные дворы над рекою близ Иоанно-Предтеченского монастыря и водворили здесь для маклерства одного своего купца и мещанина".
Словарь Фенне
Именно во Пскове немецкий купец составил "Разговорник" – пособие для своих коллег в помощь при участии в торговых сделках и просто общении с местным населением.
Приведу, не разделяя на темы:
- Хвалячи товар продать, да хулячи товар купить ("хвалить" и "хулить" – ругать, хаять, то есть в одном случае товар нахваливать, в другом – поругивать).).
- Плачёно лучше дыры (платить – ставить заплаты).
- Век сжить – не мех сшить (мех – мешок).
- Богатство у человека гость: сегодня у того, завтра у другого.
- Господь Бог хочет судить прямо. В могиле лежит много осподарев и детины. Посмотри, друг, которой осподарь, которой детина.
- Жить не тужить, добро добыть, да лихо избыть.
- Дурных не орю, не копаю, сами родятся.
- Челом, друже! Здорово шедши? Как тебе Бог милует? (Шедши – так и сейчас по-псковски, а?)
- Я ребячьи ступни давно покинул.
- Кто живет без забот, умрет без богатства,
- Жёнка не гусля, на стену не повесишь. (С белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь...)
Поговорки в псковских сказках
Богатство хорошо, а мудрость лучше.
Да как взялись за дело, как вши за тело.
Ни сами не едут, ни к себе не зовут.
Вот пока так. Думаю, немножко приблизились к тому времени или его приблизили к себе ))
Если покажется интересным, отметьте, поделитесь с друзьями ). Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.