За несколько недель до выборов Росстат донёс до россиян радостную новость, которую тут же кинулись распространять прорежимные СМИ: доходы населения России в апреле-июне этого года выросли на 6,8%. Еслм учсть, что речь идёт о реальном доходе (т.е. с учётом инфляции), то номинальный доход вырос ещё весомей – более 10% (по данным доклада Росстата за январь-июль 2021 года, рост потребительских цен во втором квартале составил 4,2% по отношению к тому же периоду прошлого года)!
Эта победная реляция плохо соотносится с оценками материального положения рядовых граждан России, которые дают социологические исследования. В последние годы не раз проходила информация, что всё большее число россиян вынуждены экономить на развлечениях, приобретении бытовой техники, на худой конец, на одежде и обуви. А опубликованные данные опроса, проведенного «Левада-центром», свидетельствуют, что уже более трети населения страны (39%) в последние шесть месяцев были вынуждены экономить даже на еде. О снижении покупательной способности населения свидетельствуют и данные исследования холдинга «Ромир»: в июле по сравнению с февралём стоимость среднего чека россиянина уменьшилась на 2,6%.
Есть и другой повод для сомнений в столь внушительном росте реальных доходов рядовых людей. Примерно в то же время, когда Росстат порадовал нас сообщением, что наши доходы выросли примерно на 10%, Минтруд обнародовал прожиточный минимум, установленный на 2022 год. Напомню, что он ныне определяется не по минимальному набору товаров и услуг, а на основе медианного дохода населения. И рост ПМ по сравнению с 2021 годом никак не отражает столь мощного роста доходов: правительство повысило его лишь на 2,5%.
Конечно, ПМ рассчитывают на основе медианного дохода, а Росстат считает среднедушевой доход как среднеарифметический доход всех граждан России. Но не может же быть такого, чтобы рост медианного дохода оказался меньше роста среднедушевого дохода вчетверо!
Или в капиталистической России, всё-таки, может?
Напомню, что медианный доход определяется по уровню, разделяющему доходы граждан страны на две численно равные части: половина граждан имеет доходы выше медианного, половина – ниже. Таким образом, воздействие на медианный доход доходов самой богатой части населения, если не сводится на нет, то намного меньше, нежели при определении среднеарифметического дохода, которым оперирует Росстат. Потому среднедушевой доход используется властью для отчётов, медианный - для определения рубежа бедности. И пример с заявленным ростом реального дохода, как раз, раскрывает эту «маленькую хитрость» власти.
СМИ со ссылкой на данные компании «Блумберг» сообщили, что в 2020 году совокупное состояние российских долларовых миллиардеров увеличилось на 13,8 миллиардов. А в 2021 году оно уже выросло на 43 миллиарда. Рост доходов – и каких доходов! – более чем втрое. И Росстат, по-братски делит его между всеми россиянами. А Минтруд, исходя из роста медианного дохода, добавил к ПМ на 2022 год 2,5%. При сохранении нынешнего уровня инфляции до конца года эта прибавка окажется меньше того, что отнял у людей рост цен.
Богатые стали намного богаче, а бедные, по всей видимости, станут ещё беднее. А в среднем дела населения России идут на лад…
Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород