Найти в Дзене
История с Vir Magnus

Как проходили придворные балы в дореволюционной России

Оглавление

Дресс-код, правила поведения и негласные традиции — что стоило знать, чтобы не ударить в грязь лицом на балу во дворце.

Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир ад-Дина в мае 1873 года. Картина Михая Зичи, 1873 год
Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир ад-Дина в мае 1873 года. Картина Михая Зичи, 1873 год

Бальный сезон в дореволюционной России начинался 6 декабря — в праздник Николая Чудотворца — и продолжался вплоть до Масленицы. Помимо частных танцевальных вечеров, которые устраивали у себя дома отдельные дворяне, каждый сезон также проходило несколько балов во дворце императора. Иногда придворный бал могли устроить и вне сезона — например, в честь визита важного иностранного гостя.

Приглашение на императорский бал получали придворные, дипломаты, офицеры, высокопоставленные гражданские чиновники и другие аристократы, близкие к императорской семье, — а также их жёны и дочери.

Одежда

Для мужчин на придворном балу действовал строгий дресс-код. Государь и офицеры должны были носить военный мундир, гражданские служащие — форменный фрак (так называемый вицмундир). Танцевать разрешалось только в перчатках.

Вплоть до конца правления Александра III военным и чиновникам за малейшее нарушение бального дресс-кода могло грозить строгое наказание. Так, в 1839 году поэта Михаила Юрьевича Лермонтова отправили под арест за то, что он явился на бал в вицмундире с неформенным шитьём на воротнике и обшлагах.

Для женских нарядов формально прописанных правил не было, зато существовало множество негласных традиций. Так, не принято было надевать «остромодные» платья: придворная бальная мода отставала от трендов на пару сезонов. В обладательнице наряда, словно сошедшего со страниц свежих французских журналов, светские дамы сразу распознавали неопытную провинциалку.

В целом бальные платья предполагали открытые плечи и шею. Незамужним девицам полагалось носить скромные наряды светлых пастельных тонов, замужние дамы могли позволить себе более яркие цвета и больше украшений. Чтобы удобно было танцевать, в качестве обуви надевали мягкие туфли, чаще всего без каблуков.

А. С. Пушкин и Н. Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце. Картина Николая Ульянова, 1937 год
А. С. Пушкин и Н. Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце. Картина Николая Ульянова, 1937 год

Танцы

По традиции придворный бал открывался полонезом — церемониальным танцем, который представлял собой торжественное шествие по бальному залу. В первой паре, вступавшей в полонез, обычно стоял император и супруга самого почётного гостя. За ними следовал почётный гость в паре с императрицей.

После полонеза играли вальсы, кадрили, мазурки и другие танцы. В соседнем зале располагались карточные столы: за игрой можно было передохнуть и пообщаться со знакомыми. В середине вечера гостей приглашали в отдельный зал на праздничный ужин — после чего вновь возобновлялись танцы. В среднем бал продолжался до двух или трёх часов ночи — пока не удалялись император с императрицей. При Александре III, чья супруга Мария Фёдоровна обожала балы и могла танцевать всю ночь без устали, торжество иногда затягивалось до пяти утра. Сам государь при этом балов не любил и почти не танцевал. Гостям ангажировать на танец императрицу не полагалось, поэтому Мария Фёдоровна сама приглашала кавалеров — правда, не лично, а передавая сообщение через кого-нибудь из придворных.

Помимо высокопоставленных чинов, которые были в списке гостей, на придворном балу также присутствовали специально отобранные молодые лейб-гвардейцы. Их работа заключалась в том, чтобы танцевать с «невостребованными» дамами — теми, кто явно засиделся в ожидании приглашения.

Неловкие ситуации

При всём блеске императорских балов даже на них не обходилось без конфузов. В своих мемуарах бывший директор Императорских театров Владимир Теляковский вспоминал, что саму императрицу Марию Фёдоровну — супругу Александра III и страстную любительницу потанцевать — периодически «роняли» её кавалеры.

«Раз её уронил князь М. М. Голицын, флигель-адъютант, а раз, на моих глазах кавалергардский офицер граф А. В. Адлерберг. Произошло это оттого, что у платья императрицы оторвалась оборка под нижним краем платья. Адлерберг со шпорами в ней запутался, споткнулся, не удержал равновесия и увлёк за собой при падении императрицу. Было это на одном из балов в Аничковом дворце. К императрице подбежали, подняли её, и она спокойно докончила вальс и успокоила сконфуженного и совсем растерявшегося молодого офицера, над которым потом долго в полку подтрунивали».

Ещё один неловкий случай приводит в письме старшему сыну император Александр III:

«Большой бал в Николаевской зале прошёл благополучно. [...] Падений, слава Богу, не было, но во время вальса вылетела на середину залы большая юбка!»

___

Источники:

Игорь Зимин. «Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта».

Анна Колесникова. «Бал в России. XVIII — начало XX века».

Ирина Гуськова. «Афронт императрице». Газета «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (5609) от 18.12.2015.