Об отношении некоторых товарищей к занятиям в детском саду тут читала. Дескать, это жуткое зло, и ничему полезном не учатся дети посреди этого зла. Отбирают детство у детишек эти занятия. Беззаботности лишают. Играть не дают. В чём, дескать, смысл? Вот говорит воспитатель: "Дети, это одуванчик". А они, вот ведь, ёлкина палка, уже знают, что это такое! Родители рассказали. Не рассказали сейчас, мальчик сам узнает как-нибудь года через три. Сразу отвечу на это. Задача воспитателя не в том, чтобы объяснить, это, мол, одуванчик. В детском саду невозможно дать весь тот объём знаний об окружающем, что дети получают в семье. И он не скажет этого на занятии. Диалог будет звучать так. "Ребята, кто знает, что это, что нам зайчик принёс?" "Это цветок. Одуванчик". "Расскажите, какой он, какого цвета?" "Жёлтый, потом белый, пушистый. Если подуть, разлетаются пушинки. Стебелёк зелёный, похож на трубочку, соком можно испачкаться..." (Выслушиваем ответы, помогаем, направляем). "Когда цветёт одуванчик?" "Весной". "Он вам нравится, он красивый?" "Да!" "На что он похож?" "На солнышко". "Давайте его нарисуем? Какие краски нам нужны? Правильно, жёлтая и зелёная. Сам цветочек будет жёлтым. А какой он формы?" "Круглый". "А что вы можете сказать про стебелёк?". "Он длинный, тонкий, зелёный". Далее воспитатель показывает, как рисовать одуванчик.
Обратите внимание, что хитрый педагог конкретно пользуется знаниями, полученными в семье. То, что этот цветок одуванчик, открытием может стать только для тех детей, кто педагогически запущен, с кем родители вообще предпочитают не разговаривать. Такой ребёнок хорошо знает команды "отстань" и "смотри мультик", а названия цветов не знает. "Зачем это ему" - желают понять такие родители. Да я прямо и не знаю даже, зачем людям знания о природе. Достаточно знаний о Человеке-пауке.
Идём дальше по ходу занятия. Закрепили знания об одуванчике, вспомнили, какое время года. Уточняем знания о цвете. Ещё - о форме, длине, толщине. Это формирование элементарных математических представлений. Обращаем внимание на то, что продолжаем нагло пользоваться тем, что дети узнали дома. Новым здесь может быть только то, что, если дети достаточно большие, их спросят, знают ли они, что белые пушинки - это семена. Разлетятся, и где-то там вырастут новые одуванчики. Заметили, какая задача стоит: уточнение и закрепление знаний. Ещё бывает систематизация. Чтобы в голове всё правильно уложилось. К тому же, о, ужас! Задач по развитию речи никто не отменял. Что мы делаем, решая эти задачи? Задаём вопросы, добиваемся ответов, коллективных и индивидуальных. Просим правильно произносить слова и строить фразы. Составлять небольшие рассказы. Описывать предмет, оперируя имеющимися знаниями. Тренируем, внушаем уверенность. Чтобы ребёнок не боялся высказываться при всех, умел поддержать беседу. Пригодится ли это умение для ответов в школе у доски? Пригодятся ли внимание, усидчивость? Существует такое поверье, что да. Чем старше ребёнок, тем эти задачи серьёзнее и сложней. И там, в старшем дошкольном, знания уже те, что дома получают далеко не все ребята. Новые знания, те, что реально нужны для подготовки к первому классу. Обратите внимание, как всё связано: задачи по развитию речи, формированию математических представлений, представлений об окружающем, приобретение и совершенствование умений и навыков ИЗО-деятельности. Согласно возрастным особенностям. Чётко выверено по времени, чтобы никто не устал, не потерял интерес.
Для чего это нужно, в чём смысл, спрашивают некоторые. В том, чтобы помочь вам, родители. В вашей работе по развитию ваших детей.
Вот мы что-нибудь рассмотрели и готовы уже рисовать. Делать поделку. Лепить. Вау! Дети не умеют держать карандаш. Не умеют держать кисточку! Пользоваться ножницами! Таких ребят с каждым годом всё больше. Иногда это неумение доходит почти до ста процентов в группе. Старших детей. Почему? Потому что занятий по ИЗО-деятельности в детском саду недостаточно. Дети должны рисовать, лепить и вырезать дома. Очень часто. Но нет. Они же намусорят. Всё испачкают. Времени нет. Пока мы бежим мимо газона, расскажем про цветы. А то, что в пять лет мальчик держит карандаш в кулаке, да с вывертом и подвывертом, так это ерунда, к школе как-нибудь. Нет! Потом не переучите и будете ругать ребёнка за плохой почерк. С раннего детства следует готовить руку к письму. Развивать мелкую моторику. А развитие кисти руки тесно связано с развитием речи на физиологическом уровне. Так что учим мелким и чётким движениям и правильно ставим пальцы на кисточке очень часто именно мы, воспитатели. И да, я знаю, что и многие, многие родители тоже. Но не стоит принижать значение занятий по ИЗО-деятельности в детском саду. Тем более тем, кто дома ни красок, ни цветной бумаги для ребёнка не держит. И, кстати, вы видели, что делает с пластилином четырёхлетний мальчик, который понятия не имеет о приёмах прищипывания, приглаживания, вытягивания, которого не учили ни шарик скатать, ни морковку сделать? Он отрывает куски и просто плюхает один на другой. Или давит их на доске. Зачем уметь лепить динозавра? Я тоже не знаю. Вообще, далеко не в динозаврах смысл жизни.
Тогда давайте подумаем о безопасности детей. С 9.00 проходит примерно полтора часа, прежде чем они пойдут собираться на прогулку (зависит, конечно, от возраста, погоды, сезона, ситуации). А теперь представьте, что малыши, человек 20, ещё не научившиеся как следует взаимодействовать, договариваться и сдерживать себя, кроме того, не думающие об осторожности, предоставлены сами себе. Мечта мам, считающих занятия злом! И вот детки просто играют. Некоторые группами, кто-то один, а кто-то не умеет играть. Да, есть и такие. Игрушки они отнимают, и не знают, что с ними делать. Убегают, бросают. Главное, отнять, машинка же такая яркая! Драка, конфликт. Кому-то нравится, как игрушки летают. Попадают в вашего сыночка, мама. Кто-то не знает иной игры, кроме как бегать, бегать, бегать. Бам, упал. Скорая помощь. Вам это надо? Чем дальше, тем больше бардака и травм. Вы сейчас скажете, сами, первые, что детей надо организовывать, занимать. Что, разве педагог не умеет этого делать? Умеет, товарищи. И делает. В том числе это... Та-дам! Занятия! Прекрасная форма организовать детей на разное время, в зависимости от возраста. Прекрасная возможность провести минут двадцать с пользой, чему-то научить и повеселить ребят. Поскольку у малышей занятия вообще проходят в игровой форме, иначе никак. К нам придёт зайка или Незнайка, принесёт этот самый одуванчик, рассмешит, заставит задуматься о природе и о маме: нарисуем ей подарок! Мы поиграем в мяч на физкультуре. Попляшем на музыкальном занятии... Ходят слухи о том, что людям нравится двигаться, танцевать, а некоторым даже петь. Откуда такая дезинформация, понять не могу. Долой занятия в детском саду! И нет, никто не пожалеет о том, что человек не разглядит своего призвания быть скульптором или художником. Не разглядит, потому что в дошкольном детстве пластилина и баночки с гуашью в руках не держал, не пробовал своих сил. Всё только бегал, резвился, беззаботностью наслаждался.
Есть ещё мнение, что детсадовские занятия отстой, а вот мастер-классы за денежки да всякие студии развивающие, это да, очень круто. Ведь там учат ребёнка не тому же самому, песенки отдельные, умные для них сочиняют, и даже не слышал никто, чтобы карандашами пользовались или до десяти считали. В прямом и обратном порядке.