Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Возрождение промышленного производства чипов в США опять откладывается

Политики США взволнованно говорят о том, чтобы снова сделать американскую полупроводниковую промышленность великой, но это легче сказать, чем сделать

ТОКИО – С третьего квартала 2019-го года по первый квартал 2021-го года доля Huawei на мировом рынке смартфонов упала с 18% до 4%. Американские политики, демонизирующие и санкционировавшие Huawei, остались довольны. Однако во втором квартале 2021-го года в пятерку крупнейших мировых производителей смартфонов вошли Samsung (19%), Xiaomi (17%), Apple (14%), Oppo (10%) и Vivo (10%). Суммарная рыночная доля трех китайских компаний составила 37%. Xiaomi впервые обогнала Apple.

Америка играет с Китаем за счет привлечения заемных средств. Ударишь по одному, а три всплывают. Но Xiaomi, Oppo и Vivo используют процессоры Qualcomm, которые разработаны в Америке и производятся фирмами TSMC на Тайване или Samsung в Южной Корее. Америка и ее союзники зарабатывают большие деньги.

В своем сообщении о доходах от 28 июля финансовый директор Qualcomm Акаш Палкхивала сказал: – «Мы действительно увидели некоторую слабость в течение последних трех месяцев по сравнению с нашими ожиданиями в Китае и Индии. Многие недостатки, которые мы видели, были на достаточно низком уровне».

Другими словами, Qualcomm преуспевает в Китае благодаря тому, что другие клиенты воспользовались возможностью, отобранной у Huawei. Но, разве не было идеи лишить Китай доступа к этим передовым чипам? Разве китайские смартфоны 5G не представляют собой серьезную угрозу национальной безопасности США и самому образу жизни американцев?

Возможно, что и нет. Анализ, проведенный Nikkei Asia, показал, что 51 из 200 крупнейших поставщиков Apple в 2020-м году находились в Китае, 48 – на Тайване, 34 – в Японии и 32 – в США. Всего во Вьетнаме находился 21 поставщик Apple, но семь из них принадлежали китайцам. Число поставщиков Apple из Китая, Вьетнама, Таиланда и Индии растет, в то время как число поставщиков из Тайваня, Японии и США сокращается.

Это не та тенденция, на которую надеются американские критики Китая, но, учитывая относительную заработную плату и другие структуры затрат, это вряд ли может быть сюрпризом. Один из менеджеров цепочки поставок Apple сказал Nikkei Asia: – «У большинства китайских поставщиков очень схожие подходы. Они готовы заниматься бизнесом с низкой рентабельностью, который другие поставщики не хотят брать. Таким образом, они могли бы постепенно повышать свой уровень, работая с Apple, и в следующий раз могли бы сделать ставку на расширение бизнеса».

Между тем, за три месяца до июня Tokyo Electron – крупнейший производитель оборудования для производства полупроводников в Японии – обеспечил 35% продаж в Китае по сравнению с 10% в Америке. В тот же период LAM Research – один из основных американских конкурентов Tokyo Electron – обеспечил 37% продаж в Китае против 5% в Америке. Даже нидерландская ASML, производящая передовое оборудование для литографии EUV, которое правительство США так старается не допустить в руки Китая, составила 17% своих продаж в Китае по сравнению с 6% в Америке. Как обычно, лучшими рынками для ASML были Южная Корея и Тайвань, на которые приходилось 39% и 36% ее квартальной выручки за июнь соответственно.

Американские политики, комментаторы и руководители отрасли уже более года взволнованно говорят о том, чтобы обратить вспять спад производства полупроводников в США. Но нужно меньше разговоров и больше действий. В сентябре 2020-го года Ассоциация полупроводниковой промышленности США опубликовала отчет, в котором говорится: – «Сильное производство полупроводников в стране имеет решающее значение для экономической конкурентоспособности Америки, национальной безопасности и устойчивости цепочки поставок». Доля же США в мировом производстве полупроводников в США за последние десятилетия резко упала, в основном из-за того, что правительства конкурирующих стран предлагают большие стимулы, а США – нет.

Надежные федеральные стимулы для производства полупроводников необходимы для укрепления национальной безопасности, привлечения значительных объемов производства микросхем в США и создания десятков тысяч рабочих мест в Америке. В отчете делается вывод о том, что при федеральных инвестициях в размере 50 миллиардов долларов можно будет говорить об освоении почти четверти новых глобальных мощностей, которые еще не разрабатываются, по сравнению с 6% без каких-либо действий со стороны правительства.

Однако в блоге, опубликованном в августе этого года, SEMI, глобальная ассоциация индустрии полупроводникового оборудования и материалов, отметила, что одним из первых бизнес-направлений для Конгресса, когда он вернется в сентябре, должно быть финансирование чипов для Америки, то есть, программы, которые были утверждены ранее в этом году в соответствии с Законом о государственной обороне 2021-го финансового года (NDAA). В отчете о цепочке поставок содержится призыв выделить 52 миллиарда долларов на стимулирование производства полупроводников и финансирование исследований. В июне Сенат принял Закон США об инновациях и конкуренции (USICA), который включал чрезвычайные ассигнования в размере 39 миллиардов долларов для финансирования программы стимулирующих грантов в Министерстве торговли, 12 миллиардов долларов для программ исследований полупроводников и 2 миллиарда долларов для фонда CHIPS for America Defense.

Но, фонд еще не начал действовать, и программы остаются недофинансированными. Кроме того, SEMI решительно поддерживает и призывает Конгресс принять Закон о содействии развития американского производства полупроводников (FABS). Законодательство создаст постоянный и эффективно возмещаемый налоговый кредит в размере 25% для оборудования и для производства полупроводниковых инструментов. Конкурентоспособный корпоративный налоговый кодекс является ключевым фактором инноваций и экономического роста.

Иностранные субсидии и налоговые льготы – главные поводы для нытья американских политиков, стремящихся «уравнять правила игры», так в чем же задержка? Теперь, когда американские войска покинули Афганистан, возможно, они вернутся к работе. Но неясно, смогут ли политики отвергнуть американские корпоративные и финансовые интересы.

Одна из последних инициатив бывшего президента Дональда Трампа заключалась в том, чтобы заставить тайваньский производитель полупроводников TSMC производить полупроводники для военного использования в США, а не на Тайване. Президент Джо Байден и многие другие политики продолжили эту политику, и в июне TSMC объявила, что предложенные субсидии убедили ее начать строительство нового завода в Аризоне. В беседе с Bloomberg председатель TSMC Марк Лю сказал: – «Субсидии станут ключевым фактором в решении TSMC создать фабрику в США. Мы просим правительство штата и федеральное правительство вместе восполнить разрыв в расходах между США и Тайванем».

Крупнейшему американскому производителю полупроводников Intel, это совсем не нравится. В статье, озаглавленной «Больше, чем производство: инвестиции в производство микросхем должны поддерживать приоритеты США» в журнале Politico от июня 2021-го года, генеральный директор Пэт Гелсинджер написал: –«Федеральное правительство должно инвестировать в американскую интеллектуальную собственность. Ему следует инвестировать доллары в виде налогов в компании, которые базируются здесь и размещают их наиболее важные активы – включая патенты и людей – внутри страны. Иностранные производители микросхем, борющиеся за субсидии США, сохранят свою ценную интеллектуальную собственность на своих берегах, гарантируя, что наиболее прибыльные и передовые производства останутся там, и заставят США сделать трудный выбор между отказом от современных микросхем, необходимых для критически важных областей национальной безопасности или полагаться на небезопасные зарубежные цепочки поставок. Мы должны выйти за рамки краткосрочных проблем с производительностью и серьезно подумать о том, как на самом деле должно выглядеть лидерство США в области чипов».

Гелсинджер прав. TSMC планирует начать массовое производство с использованием 5-нанометрового техпроцесса в Аризоне в 2024-м году, но к концу 2022-го года перейдет от 5-нанометровой к 3-нанометровой технологии на Тайване. Кроме того, в конце июля правительство Тайваня предоставило TSMC разрешение на строительство нового завода на Тайване, который будет использовать 2-нанометровую технологию. Ожидается, что его оснастят с 2023-го года. Тем временем Intel и Apple стали первыми пользователями 3-нанометрового техпроцесса TSMC. Intel все еще работает над 7-нанометровой технологией. Таким образом, в плане миниатюризации TSMC примерно на два поколения опережает Intel и быстро движется вперед.

Intel Accelerated прилагает усилия, чтобы догнать, обогнать TSMC и конкурировать с ней. 23 марта Intel объявила об увеличении своего бюджета капитальных расходов на 2021-й год с примерно 14 до 20 миллиардов долларов на модернизацию и расширение производственных мощностей.

Как отреагировали финансовые рынки? 9 апреля цена акций Intel достигла пика в 68,49 доллара. С тех пор он упал на 21% до 54,09 доллара на 31 августа. Американское правительство хочет, чтобы американские полупроводниковые компании расширили свои производственные мощности, и высшее руководство Intel желает этого. Но Уолл-стрит эта идея не нравится, потому что аутсорсинг на Тайване более выгоден. И сама Intel придерживается рока разных подходов. В июне The Wall Street Journal сообщила, что Intel «изучает сделку» по покупке GlobalFoundries, одного из конкурентов TSMC, примерно за 30 миллиардов долларов. M&A – это дело генерального директора. Эта сделка, если она будет заключена, обойдется Intel в полтора раза больше ее нынешнего рекордно высокого бюджета капитальных затрат, но не добавит ни одной кремниевой пластины к производству полупроводников в США.

СКОТТ ФОСТЕР