Найти тему

«Черный квадрат» Малевича как икона его времени

Казимир Малевич, автопортрет. 1910 год. Бумага, гуашь. Фото из открытого источника.
Казимир Малевич, автопортрет. 1910 год. Бумага, гуашь. Фото из открытого источника.

Казимир Северинович Малевич по происхождению поляк, но всю жизнь считал себя украинцем. В детстве нарисовал лунный пейзаж с лодкой, который друзья продали за пять рублей. Дважды поступал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но безуспешно. В манифестах писал, что «Давид» Микеланджело уродлив, а Венера Милосская – наглядный образец упадка. Разгуливал по Кузнечному мосту с ложками в петлицах, иллюстрировал книги Кручёных и Хлебникова.

Паола Волкова в своей книге "Мост над бездной" писала, что когда Казимир Малевич нарисовал черный прямоугольник на белом фоне, он целую неделю не мог ни есть, ни спать, ни пить. Он почти заболел, ошеломленный тем, что у него получилось. Это был наглядный образец его манифестов, доказательство правоты во всех его спорах с современниками, это была победа над любителями традиционной живописи. В России началась эпоха беспредметного изобразительного искусства.

Казимир Малевич, "Черный квадрат", холст, темпера. 1915 год. Фото из открытого источника.
Казимир Малевич, "Черный квадрат", холст, темпера. 1915 год. Фото из открытого источника.

Как появился «Черный квадрат»? Искусствоведы рассказывают, что это была чистая случайность. Малевич готовил эскизы сценографии для футуристической оперы «Победа над солнцем». Когда он рисовал задник для второго действия, представлявший собой своеобразную астрономическую карту, ему пришло в голову убрать все цифры, стрелки и слова. Осталось лишь беспредметное полотно: несколько геометрических фигур. По наитию Малевич закрасил черной прямоугольной плоскостью всю цветную композицию. Получился черный прямоугольник на белом фоне. Если внимательно приглядеться, то сквозь трещины на оригинальной версии «Черного квадрата» до сих пор можно разглядеть красные, желтые и синие элементы былых фигур. «Рисунок этот будет иметь большое значение в живописи», - написал Малевич в письме Матюшину, одному из авторов «Победы над солнцем».

Но образ черного квадрата оформился не сразу. Малевич многое понял, когда увидел ребенка-гимназиста, идущего по снегу. У мальчика за спиной был большой ранец, едва ли не скрывавший его тонкую фигурку. Было такое впечатление, что это движется сам черный прямоугольник – фигура во многом роковая, потому что она как бы предсказывала то, что произойдет в будущем с этим маленьким человечком. Наверное, у многих творческих людей бывают такие странные, трудно объяснимые предчувствия...

Казимир Малевич, "Четырехугольник и круг", 1915 год . Фото из открытого источника.
Казимир Малевич, "Четырехугольник и круг", 1915 год . Фото из открытого источника.

Как отдельное полотно «Черный квадрат» впервые был показан в январе 1916 года на выставке «0,10». Малевич повесил его в красный угол, там, где в своих домах православные вешают иконы. Это был сакральный и святотатственный жест, очень характерный для представителей авангардного искусства начала ХХ века.

Для ценителей традиционной живописи «Черный квадрат» стал тяжелым ударом. Александр Бенуа увидел в картине Малевича «гробовую плиту теплому, любимому миру искусства». А Малевич ответил ему тем, что назвал свое творение «голой без рамы иконой моего времени».

Незадолго до смерти Казимир Малевич вернулся к предметной живописи – к портретам и пейзажам. Преподавал, часто бывал за рубежом. В 1930 году он был арестован как «германский шпион», но, к счастью, уцелел: был отпущен следователем.

Казимир Малевич, "Женский портрет", 1934 год. Масло, холст. Фото из открытого источника.
Казимир Малевич, "Женский портрет", 1934 год. Масло, холст. Фото из открытого источника.

Вообще, можно сказать, что Малевичу повезло: он умер за два года до пика сталинских репрессий в собственной постели. Над его могилой установлен супрематический куб с нарисованным черным квадратом.

Значительно позже, уже в период горбачевской перестройки, «Черный квадрат» оценивали как предтечу тех событий, которые произошли в России после 1917 года. И одновременно передовая интеллигенция Советской России предвидела в нем конец старого мира, созданного коммунистами. «Черный квадрат» как предчувствие. Почему бы и нет?

Сейчас известны четыре версии «Черного квадрата». Самая первая из них, с выставки «0,10», находится в Третьяковской галерее. Четвертая версия, написанная, предположительно, в 1932 году, должна была уйти с международных торгов за 80 млн. долларов. Но до начала аукциона при содействии российского правительства картину выкупил миллиардер Владимир Потанин, заплатив «всего» один миллион долларов. Этот авторский список «Черного квадрата» Потанин передал Государственному Эрмитажу.

О Казимире Малевиче еще больше интересного и неоднозначного читайте в публикации "Монумент Ленину, пустые полотна, или 10 странных фактов о Казимире Малевиче".

Спасибо за лайк, комментарии и подписку!