Найти в Дзене

Как Бодончар с братьями ханами стали.

Давным-давно, в стародавние времена в одной далекой Монгольской степи жил на земле человек и звали этого человека Добун-Мерган, сын Тороголчжина.

И у этого человека Добун-Мергана была жена, которую звали Алан-гоа. Эту жену для Добун-Мергана его брат Дува-Сухор присмотрел своим одним глазом посреди лба, которым он через три кочевки все видел.

А у жены Добун-Мергана было тогда два сына: Бугунотай и Бельгунотай.А потом Дува-Сухор умер, а еще позже и Добун-Мерган тоже умер.

А у жены Добун-Мергана потом еще три сына родилось: Бугу-Хадаги, Бухату-Салджи и Бодончар-простак. А родились они от русого человека, но его не видел никто, и он как желтый пес был. Он руки на живот Алан-гоа клал и она родила потом трех сыновей. Так она двум своим первым и трем следующим сыновьям говорила.

Алан-Гоа&сыновья
Алан-Гоа&сыновья

А потом она тоже умерла и ее сыновья стали делить имущество. И Бодончару они ничего не дали, сказали что глупый и не родственник им. И тогда Бодончар сел верхом на коня своего лихого Орок-шинхула, "со ссадинами на спине, с жидким хвостом наподобие свистун-стрелы" и ускакал от братьев своих злых, которые его и за родню свою не признавали. И поскакал от на скакуне своем куда глаза глядят, положившись на судьбу и надеясь на везение. И решил, что уж если так все сложилось, то найдет он себе новый дом и новую жизнь, а если не найдет, то значит судьба у него такая и он тоже умрет.

И он ехал-ехал, а потом построил себе шалаш из травы и стал в нем жить. А потом он сокола себе поймал приручил. А потом, когда весна пришла, то он стал сокола голодного на уток выпускать. И сокол уток ловил очень много.

Охота с соколом.
Охота с соколом.

И когда Бодончар, сокол его и конь лихой Орок-шинхул со ссадинами на спине сытые стали, то они гуляли по окрестностям и о жизни много думали. О судьбах людских. И о жизнях людей разных замечательных. И об становлении государств разных думали и о формах правления
различных. Так они часто ходили задумчивые и мечтательные. И часто они темными безлунными ночами лежали в степи, смотрели в звездное небо и мечтали об обществе справедливом. О том размышляли, как жизнь людскую улучшить правильным устройством.

А недалеко от их места прогулок задумчивых стоянка родового колена болюк была. И люди те были все равны: не было у них ни мужиков, ни господ. И иногда наоохотившись на уток и утомившись от рассуждений о государственных устройствах и дум о судьбах людских Бодончар с соколом своим и конем лихим Орок-шинхулом со ссадинами на спине захаживали к ним запросто, кумысу испить. А люди эти у Бодончара сокола спрашивали поохотиться, но он им не давал. Кумысу бывало выпьет и ни о чем больше их не спрашивает и сам не рассказывает. А и они тоже.

Бодончар, братья и мать их.
Бодончар, братья и мать их.

И тут старший брат Бодончара, Бугу-Хадаги решил его найти. И отправился он вниз по течению реки Онон. А потом он встретил тех людей со стоянки родового колена болюк. И он у них спросил, не видели ли они человека на коне. А они ему ответили, что человека они видели. Этот человек к ним кумыс пить приходит, а про себя ничего не рассказывает. И конь у него есть, и коня они тоже видели. И еще у того человека сокол есть, и этот человек с ним на уток охотится. И человек этот поэтому соколиный охотник. Но им он сокола не дает поохотиться.

Где тот человек живет они не ведают, но когда ветер дует северо-западный, то летят пух и перья от уток пойманных соколом. И они поэтому думают, что на северо-западе он и живет.

И тут как раз Бодончар кумысу испить к ним зашел запросто. И вид у него задумчивый был. А брат узнал Бодончара и забрал с собой. И стал по дороге рассказывать Бодончар брату о бдениях своих ночных бессонных в размышлениях о превратности судеб людских и об становлении государств разных рассказывать и формах правления в них. И о жизнях разных людей замечательных.

И рассказал Бодончар брату своему по дороге, что пришел он к выводу логичному, что надо на основе опыта всех правителей стародавних и историях множества государств известных и неизвестных ему ,Бодончару, свое справедливое ханство на земле строить начинать.

И исходя из всего вышеизложенного, он, Бодончар, предлагает брату своему, Бугу-Хадаги, вернуться и дать люлей людям со стоянки родового колена болюк и захватить их.

Монголы скачут вдоль реки.
Монголы скачут вдоль реки.

На основании того, что у них несправедливая анархическая форма правления.

А самая лучшая в мире форма правления и самая справедливая - это диктатура под их, Бодончара&братьев управлением. И когда люди со стоянки родового колена болюк эту форму правления получат, то они намного счастливее станут.

И Бодончар-простак и брат его Бугу-Хадаги поехали с остальным братьям и после недолгого совещания решили, что брат их хоть и Бодончар-простак, а лучшую для них форму правления правильно выбрал.

И они поехали тогда тех людей со стоянки родового колена болюк в плен захватывать и к благам общества цивилизованного приобщать благодетельно. И первым делом Бодончар захватил вполовину беременную женщину. А он спросил, как ее зовут и она ответила и он ее в плен взял. А потом они уже пятеро взяли в плен тех людей со стоянки родового колена болюк и сделали их "слугами-холопами при табуне и кухне". И так Бодончар с братьями ханами стали.

И от Бодончара и жен его много детей родилось, и от братьев Бодончара и жен их тоже много детей родилось и эти дети стали родоначальниками разных родов монгольских. И от вполовину беременной женщины родился сын, а его потомком потом Джамуха был, анда Темуджина. И этот Джамуха потом вместе с ханом кереитов Ван-ханом и против Темуджина воевал, и за Темуджина воевал. А от другой жены Бодончара родился тоже сын, и потомком его Темуджин был, которого потом Чингиз-ханом на курултае в 1206 году назначили. А внук Чингизхана, Бату-хан на Русь походами ходил.

Но это уже другие истории...

Спасибо "Сокровенному сказанию Монголов" анонимного автора!