Найти тему
Приступ ностальгии

А ведь трагедии могли избежать: что пошло не так на «советском Титанике» — пароходе «Адмирал Нахимов», затонувшем в 1986 году

Оглавление

Во время прощального рейса «Адмирала Нахимова» развернулись события, которые потрясли всех граждан Советского Союза. За несколько минут протараненный балкером лайнер полностью затонул и больше тысячи человек остались в ожидании своей участи на поверхности Черного моря.

Советский пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов» в порту Одессы. Источник фото: https://aif.ru
Советский пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов» в порту Одессы. Источник фото: https://aif.ru

В тот день пароход из Одессы прибыл в Новороссийский порт.

Пароход «Адмирал Нахимов» в Новороссийске. 31 августа 1986 года. Источник фото: Андрей Леонов / Wikimedia
Пароход «Адмирал Нахимов» в Новороссийске. 31 августа 1986 года. Источник фото: Андрей Леонов / Wikimedia

Направляясь в Сочи, он получил сообщение о движущемся навстречу сухогрузу «Петр Васев». Произведённый порядок расхождения оказался ошибочным и балкер на полном ходу врезался в лайнер. Через 8 минут огромное судно опустилось на дно, поставив под угрозу жизнь 897 пассажиров и 346 членов экипажа. Учитывая опыт обоих капитанов и отличные погодные условия, что же всё-таки там произошло?

Подробности о судне

«Адмирал Нахимов» разменял седьмой десяток и в 1986 году был списан на металлолом. Ранее судно называлось «Берлин», после многолетнего использования оно затонуло, подорвавшись на мине.

«Берлин», 1920-е годы. Источник фото: Commons.wikimedia.org
«Берлин», 1920-е годы. Источник фото: Commons.wikimedia.org

Через пару лет его подняли, отреставрировали и переименовали в «Адмирала Нахимов».

Прогулочная палуба «Адмирала Нахимова» в 1957 году. Источник фото: Commons.wikimedia.org
Прогулочная палуба «Адмирала Нахимова» в 1957 году. Источник фото: Commons.wikimedia.org

Капитаном парохода, напоминавшего убранством роскошный дворец, стал Николай Соболев. Он превратил судно в легенду, на его борту даже снимались фильмы.

«Адмирал Нахимов» у причала в городском порту Сухуми. 20 июля 1965 года. Источник фото: Лев Портер / ТАСС
«Адмирал Нахимов» у причала в городском порту Сухуми. 20 июля 1965 года. Источник фото: Лев Портер / ТАСС

Причина столкновения

В тот день судном командовал капитан Вадим Марков. Он уточнил по радиосвязи порядок пропуска.

Вадим Марков. Источник фото: https://www.starhit.ru
Вадим Марков. Источник фото: https://www.starhit.ru

Пост регулирования допустил нарушение, предложив пропустить пассажирский лайнер: вместо левых бортов им пришлось расходиться правыми. Но манёвр был несложным и моряки часто так поступали.

Капитан «Петра Васева» не сомневался, что при определенной скорости разминётся с лайнером на расстоянии километра.

Капитан «Петра Васева» Виктор Ткаченко. Источник фото: https://www.starhit.ru
Капитан «Петра Васева» Виктор Ткаченко. Источник фото: https://www.starhit.ru

Убедившись, что пароход идёт по курсу, капитан «Нахимова» оставил на посту второго помощника, а сам спустился отдохнуть. Позже несколько раз они связывались по радиосвязи — всё было в порядке.

«Пётр Васёв». Источник фото: Commons.wikimedia.org
«Пётр Васёв». Источник фото: Commons.wikimedia.org

Ответственный за сухогруз Ткачев слыл лихачом, любившим опасные расхождения. В этот раз он ориентировался не на вид из бинокля, а на показатели автоматизированной системы. По данным локаторов, расход должен был получиться безупречным, но на деле корабли быстро сближались. Наблюдая ситуацию второй помощник не выдержал и без согласия капитана сменил курс. На сухогрузе поздно заметили опасность, и снесли часть борта «Адмиралу Нахимову».

Источник фото: https://www.drive2.ru
Источник фото: https://www.drive2.ru

Коллеги оправдывали Вадима Маркова, ведь сам пароход был непригоден к перевозке людей. Плавучесть судна была критической и после получения пробоины он опустился на дно за мгновение, тогда как новые корабли держались на плаву не менее суток.

Итак, всего 3 причины, 3 стечения обстоятельств, которые привели к трагедии:

  1. Капитан «Адмирала Нахимова» Вадим Марков покинул свой пост, оставив вместо себя помощника.
  2. Ответственный за сухогруз Ткачев изменил курс следования судна, нарушив тем самым все инструкции.
  3. И третье, самое наше... русское... Пароход «Адмирал Нахимов» давно должен был быть списан...
Схема столкновения парохода «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Петр Васев». Источник изображения: Андрей Леонов / Wikimedia
Схема столкновения парохода «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Петр Васев». Источник изображения: Андрей Леонов / Wikimedia

Героизм команды

Пробоина площадью 90 квадратных метров привела к быстрому затоплению судна. Команда успела сбросить всего одну шлюпку и спасательные плоты. После того как погас свет и воцарилась паника, старший механик Герман Юркин включил внизу аварийное освещение. Это помогло пассажирам сориентироваться и выбраться наверх, но сам мужчина погиб.

В ходе спасательной операции удалось спасти более 800 человек. Источник фото: https://www.starhit.ru
В ходе спасательной операции удалось спасти более 800 человек. Источник фото: https://www.starhit.ru

Подвиг бортпроводницы Веры Федорчук тоже не остался незамеченным. Она спустилась за ключами, чтобы спасти детей из кают. Их родители отмечали День шахтера на верхней палубе, а малыши спали. Вера не смогла выбраться, её так и нашли со связкой ключей.

Источник фото: https://www.drive2.ru
Источник фото: https://www.drive2.ru

Стюардесса Татьяна Федорова помогала пассажирам надевать спасательные жилеты, не заботясь о собственной безопасности. Ее тело обнаружили только через два дня.

На сигнал о помощи моментально откликнулись лоцманский катер, ялы курсантов новороссийского училища, судна из порта и вертолёты. Всего погибло 423 человека.

Наказание виновных

Капитаны Марков и Ткаченко предстали перед судом и получили сроки по 15 лет.

Бывшие капитаны Вадим Марков (справа) и Виктор Ткаченко (слева) в суде. Источник фото: Николай Малышев и Илья Павленко / ТАСС
Бывшие капитаны Вадим Марков (справа) и Виктор Ткаченко (слева) в суде. Источник фото: Николай Малышев и Илья Павленко / ТАСС

Второй помощник той ночью заперся в каюте, где и погиб. Спустя несколько лет офицеров помиловали. Марков вернулся на флот и продолжил работу. В 2007-м скончался от рака. У Ткаченко во время суда развилось психическое расстройство. После освобождения Виктор он перебрался в Израиль. Погиб в 2003-м при кораблекрушении.

Источник фото: https://www.starhit.ru
Источник фото: https://www.starhit.ru

Ежегодно в Новороссийск отправляется «рейс скорби и памяти»: на катере людей доставляют к мысу Дооб, откуда видно место гибели парохода, лежащего на глубине 47 метров. 64 человека так и не удалось найти и поднять на поверхность.

Читайте также: