В прошлом году все мы слышали о "Паразитах" – этот фильм Бон Джун-хо взял 4 главных "Оскара" и не обсуждался только ленивыми. Однако ни "Паразиты", ни снятая ранее "Окча" о милой ГМО-коровке с ушами спаниеля не сравнится с шедевром, созданным этим режиссёром в 2003 году – картине "Воспоминания об убийстве".
На поверхности это криминальная драма, детектив, полный стандартных штампов и типичных для жанра персонажей. Тут собрались и местные полицейские, полные раздолбаи, мечтающие побыстрее скинуть дело, о котором постоянно напоминают из Сеула, и молодой детектив прибывший из столицы, полный надежд и амбиций решить то, что не удаётся старшим коллегам. А где-то на окраинах города снуёт таинственный маньяк, умудряющийся вновь и вновь заметать следы и скрываться, оставляя героев в недоумении.
Всё это мы видели в сотне других вариаций, но почему именно "Воспоминания об убийстве" выделяются на фоне похожих лент? Ответ кроется в атмосфере. Бон Джун-хо тратит довольно много экранного времени на воссоздание корейской провинции конца 80-х. Это и популярные песни на радио, играющие важную роль в сюжете, и общая атмосфера запустения и безнадёжности, многим из нас знакомая по российской провинции. Духом эпохи и места сочатся все ключевые локации, типа клуба в районе красных фонарей, домашнего ресторанчика с персональным грилем для корейского барбекю, и зажатых между холмов рисовых полей, на которых находят тела убитых преступником жертв.
Но дело не в том, чтобы просто показать колорит времени и места действия. При первом просмотре легко увлечься детективной историей и проработанными персонажами, не обратив при этом внимания на важные детали. Например, почему всех подозреваемых держат в таких отвратительных условиях? Почему полицейские позволяют себе насилие над заключёнными? Почему они позволяют себе избивать их ногами? Зачем нам показывают разгон митинга в честь президента республики и насилие над протестующими? Почему вокруг вечно снуют журналисты, задающие огромное количество вопросов, но в то же время явно боящиеся сказать что-то не то?
А всё потому что для Бон Джун-хо важно, что действие ленты разворачивается именно в 1987 году. Ведь 1987 – это год первых демократических выборов в Корее, год окончания существования Пятой Корейской республики. Это сейчас мы видим Корею как развитую страну с демократическими институтами, кей-попом и бешеной индустрией красоты, но вплоть до начала 90-х государством управляла военная хунта. Режим Пак Чон Хи, генерала корейской армии и героя войны был параноидален и невероятно жесток к любой оппозиции, так как в попытках демократизации ему виделись происки коммунистического севера. Местами накладываемые на страну изнутри ограничения были жёстче, чем синонимичные действия режима Ким Ир Сена на севере. Подобную политику проводил и его преемник, генерал Чон Ду Хван, хотя его режим и был более мягким.
Авторитаризм в Корее закончился в 1987 году с проведением первых демократических выборов в стране, однако в "Воспоминаниях об убийстве" до выборов ещё целых полгода. А может быть городок Хвасон просто настолько сильно удалён от всех больших преобразований в Сеуле, что до него ещё просто не успела дойти демократия. И именно эта историческая подоплёка вскрывает второй, потайной слой фильма, о котором многие посмотревшие даже не догадывались.
"Воспоминания об убийстве" – вообще не криминальная драма. Фильм пытается ей казаться, но на самом деле Бон Джун-хо маскирует сюжетом реальную суть картины – историю об умирающем режиме и людях, этот режим защищающих. В представлении режиссёра трагическая история о маньяке (которая была основана на реальной истории в реальном городе Хвасон) никогда не приняла бы такой оборот, если бы не методы, которыми корейская власть формировала свои силовые структуры последние 30 лет.
Местные полицейские столь безнаказанные и столь не боятся применять силу и власть для упрощения своей жизни, поскольку они воспитаны системой, которой выгодны подобные действия. Да, сегодня они скинут преступление маньяка на невинного мальчика с расстройством психики, чтобы не тратить силы и ресурсы на реальное расследование, но зато в газетах напишут, что преступник пойман, и народ успокоится. А потом эти же полицейские с радостью подавят очередной митинг радикально настроенных студентов, потому что эта власть помогает им разгильдяйничать и скидывать преступления на невинных дальше. А народ как жил, так и живёт.
Этот фильм повествует о тяжёлом авторитарном прошлом Кореи и предлагает вспомнить самим корейцам былое, а всем остальным рассказать историю страны, о которой они на самом деле ничего не знают. Бон Джун-хо собрал на экране машину пространства и времени, чтобы каждый из нас мог на пару часов очутиться в переулках Хвасона, зажатый между грязными стенами бамбуковых хижин и запутанный в детективную историю, сквозь которую проблёскивает поучительная притча о режиме и последствиях существования режима. Разумеется, в этом захолустье какой-то безумец отлавливает ночами на дорогах женщин. Было бы странно, если бы подобных инцидентов не было – вы из окна вообще хоть раз выглядывали? Тут кто угодно с ума сойдёт!
А как вам этот фильм? Ставьте лайк, оставляйте комментарий и подписывайтесь на канал, будет много интересного!
Автор: Антон Румянцев