Много героев породил Советский Союз. Одни действительно своими подвигами и достижениями двинули страну вперед, в каком-то смысле даже спасли от катаклизмов. Другие же хотя и были личностями неординарными, но продвигались больше для создания светлого и величественного образа трудового народа Страны Советов. Так или иначе, но одной из ключевых личностей, чье имя ассоциируется исключительно с достижениями и прорывами, является Алексей Стаханов. Или не Алексей? История там запутанная, давайте попробуем разобраться.
В чем подвиг Стаханова
В советских шахтах была одна проблема – добытчики совмещали сразу несколько функций, в том числе, выполняли обязанности крепильщиков, то есть тех ребят, которые после добычи некоторого количества породы укрепляли своды шахты во избежания обрушения. Выглядело это примерно так:
- шахтер часик поработал отбойным молотком;
- потом тратит приличное количество времени на то, чтобы укрепить туннель;
- снова продолжает рубить уголь.
Норма смены на уровень лета 1935 года составляла порядка 7 т, что в реальности выливалось в 8-9 тонн угля.
В середине августа 1935 г. Стаханов предложил изменить принцип работы.
По его плану нужно было к каждому забойщику прикрепить 1-2 крепильщиков, которые позволяли бы добывать уголь, не прерывая рабочий процесс ни на минуту.
По оценке опытного шахтера, такой метод позволил бы увеличить выработку раз в десять, то есть примерно до 70-90 тонн угля. «Неплохо», подумали местные руководители и организовали смену, которая, по задумке, должна была переплюнуть все рекорды по добыче.
Итогом стала ночь с 30 на 31 августа 1935 года. Стаханов за смену добыл 102 тонны угля, то есть перевыполнил норму в 14.5 раз, что стало абсолютным рекордом того времени, впрочем, который был быстро побит как советскими шахтерами, так и европейцами – в первую очередь, французами.
Путаница с именем и сложная судьба
Рекорд был спланированный, условия для его достижения были подготовлены заранее, но тонкость состояла в том, что мероприятие это задумывалось как событие «местного масштаба» и дальше Донбасса пойти не должно было. Тем не менее, в газете «Правда» появилась короткая заметка о рекордной смене. Корреспонденты узнали только инициалы Стаханова – А. Г. – и назвали его Алексеем. Заметку прочитал кто-то из крупных партийных функционеров, информация дошла до Сталина, которому позарез были нужны герои, чей образ способен сформировать часть социального мышления.
Согласно легенде, реальное имя Стаханова – Андрей.
Иосиф Виссарионович хмыкнул и сказал, что, мол, газета «Правда» не может ошибиться, да еще на ровном месте, и если назвали Алексеем, значит так оно и есть.
Уже на следующий день у шахтера был новый паспорт с новым именем. Правда, дочь героя спустя много лет сказала, что все это выдумки, никаким Андреем там даже не пахло. Как оно есть на самом деле – мы уже никогда не узнаем, потому что все домыслы начали распространяться уже после кончины основателя Стахановского движения, а сам он на эту тему никогда ничего не говорил.
Судьба сложилась так, что образчиком строителя коммунизма Алексей Григорьевич так и не стал. Слава на него свалилась грандиозная, всесоюзного масштаба. Поначалу он полностью оправдывал возложенный на него образ героя-добытчика, а потом, с 40-х годов, начал вести себя, словно зазвездившийся мальчишка:
- стал много пить;
- откровенно зазнавался;
- дошло до того, что потерял в пьяном виде партбилет.
Но все ему сходило с рук, потому что покровительствовал Стаханову лично Сталин.
После смерти вождя народов все изменилось. Алексей снова оказался на Донбассе и окончательно морально разложился – полностью спился, испортил репутацию и закончил свои дни в психиатрической клинике в 1977 году.