Найти тему
С любовью из России

Как на самом деле звали Героя социалистического труда Алексея Стаханова и почему ему пришлось менять имя

Оглавление

Много героев породил Советский Союз. Одни действительно своими подвигами и достижениями двинули страну вперед, в каком-то смысле даже спасли от катаклизмов. Другие же хотя и были личностями неординарными, но продвигались больше для создания светлого и величественного образа трудового народа Страны Советов. Так или иначе, но одной из ключевых личностей, чье имя ассоциируется исключительно с достижениями и прорывами, является Алексей Стаханов. Или не Алексей? История там запутанная, давайте попробуем разобраться.

Знаменитый шахтер А. Стаханов
Знаменитый шахтер А. Стаханов

В чем подвиг Стаханова

В советских шахтах была одна проблема – добытчики совмещали сразу несколько функций, в том числе, выполняли обязанности крепильщиков, то есть тех ребят, которые после добычи некоторого количества породы укрепляли своды шахты во избежания обрушения. Выглядело это примерно так:

  • шахтер часик поработал отбойным молотком;
  • потом тратит приличное количество времени на то, чтобы укрепить туннель;
  • снова продолжает рубить уголь.

Норма смены на уровень лета 1935 года составляла порядка 7 т, что в реальности выливалось в 8-9 тонн угля.

В середине августа 1935 г. Стаханов предложил изменить принцип работы.

По его плану нужно было к каждому забойщику прикрепить 1-2 крепильщиков, которые позволяли бы добывать уголь, не прерывая рабочий процесс ни на минуту.

По оценке опытного шахтера, такой метод позволил бы увеличить выработку раз в десять, то есть примерно до 70-90 тонн угля. «Неплохо», подумали местные руководители и организовали смену, которая, по задумке, должна была переплюнуть все рекорды по добыче.

Итогом стала ночь с 30 на 31 августа 1935 года. Стаханов за смену добыл 102 тонны угля, то есть перевыполнил норму в 14.5 раз, что стало абсолютным рекордом того времени, впрочем, который был быстро побит как советскими шахтерами, так и европейцами – в первую очередь, французами.

Памятный знак в честь 75-летия Стахановского движения, г. Ирмино
Памятный знак в честь 75-летия Стахановского движения, г. Ирмино

Путаница с именем и сложная судьба

Рекорд был спланированный, условия для его достижения были подготовлены заранее, но тонкость состояла в том, что мероприятие это задумывалось как событие «местного масштаба» и дальше Донбасса пойти не должно было. Тем не менее, в газете «Правда» появилась короткая заметка о рекордной смене. Корреспонденты узнали только инициалы Стаханова – А. Г. – и назвали его Алексеем. Заметку прочитал кто-то из крупных партийных функционеров, информация дошла до Сталина, которому позарез были нужны герои, чей образ способен сформировать часть социального мышления.

-3

Согласно легенде, реальное имя Стаханова – Андрей.

Иосиф Виссарионович хмыкнул и сказал, что, мол, газета «Правда» не может ошибиться, да еще на ровном месте, и если назвали Алексеем, значит так оно и есть.

Уже на следующий день у шахтера был новый паспорт с новым именем. Правда, дочь героя спустя много лет сказала, что все это выдумки, никаким Андреем там даже не пахло. Как оно есть на самом деле – мы уже никогда не узнаем, потому что все домыслы начали распространяться уже после кончины основателя Стахановского движения, а сам он на эту тему никогда ничего не говорил.

Памятник известному шахтеру в Луганской области, городе Стаханов
Памятник известному шахтеру в Луганской области, городе Стаханов

Судьба сложилась так, что образчиком строителя коммунизма Алексей Григорьевич так и не стал. Слава на него свалилась грандиозная, всесоюзного масштаба. Поначалу он полностью оправдывал возложенный на него образ героя-добытчика, а потом, с 40-х годов, начал вести себя, словно зазвездившийся мальчишка:

  • стал много пить;
  • откровенно зазнавался;
  • дошло до того, что потерял в пьяном виде партбилет.

Но все ему сходило с рук, потому что покровительствовал Стаханову лично Сталин.

Алексей Григорьевич беседует со студентами Донецкого политехнического института
Алексей Григорьевич беседует со студентами Донецкого политехнического института

После смерти вождя народов все изменилось. Алексей снова оказался на Донбассе и окончательно морально разложился – полностью спился, испортил репутацию и закончил свои дни в психиатрической клинике в 1977 году.