И снова музей-квартира Исаака Бродского, что на площади Искусств. Ковровая развеска хозяина квартиры хотя и поредела, но продолжает поражать воображение количеством шедевров на один квадратный метр.
На этот раз рассказ будет о знаменитых «Гусях» на тихих малоросских полустепных просторах и о художнике, имя которого Кириак Костанди.
Впечатлённая его гусями - это я…
Кириак Костанди родился в 1852 году под Одессой в рыбацкой семье этнических греков (переселенцы с острова Санторини, гонимые с родины Османским игом).
Оригинальная фамилия, похоже, достаточно искажена, но все ещё непривычна для русского уха.
Мальчику было девять лет, когда умер отец, оставив вдову с девятью детьми. Рано повзрослевший, он уже в 10 лет работал в Одессе в винных погребах. Страсть к рисованию реализовывал тут же: на стенах, бочках и т.д. За этим занятием был удачно замечен местным фотографом и нанят ретушером. Это была его первая школа искусств.
Через два года юноша идёт в бесплатную воскресную рисовальную школу. Жадно и благодарно учится у энтузиастов-наставников. При поддержке самого Айвазовского (опять случай!) поступает в Академию Художеств в столице Империи - Санкт-Петербурге.
Всё-таки царская Россия имела свои работающие социальные лифты. Сколько талантов вышли из гущи народа в творческую элиту Империи!
Условия жизни Костанди в Петербурге были тяжкими, подрабатывал частными уроками. Ему неоткуда было ждать помощи. Но в Академии занимался успешно, получив две малые серебряные медали. Мечтал о золотой медали, которая давала тогда путевку в заграничное «пенсионерство», много работал. Путешествие за границу случится, и даже не однажды. Но будет это много позже его студенческих лет в Академии.
По рекомендации самого Репина, его работы для своей галереи приобретёт Третьяков.
Тусклое небо Петербурга и рутинная академическая работа не привлекают все же молодого художника. Он возвращается домой, в солнечную понятную ему разгуляй-Одессу старшим преподавателем школы рисования. Здесь он будет работать до конца дней своих. Одесские художники называли его своей совестью.
Школа рисования в Одессе преобразуется в Художественное училище Общества изящных искусств, которое станет подведомственным Академии художеств.
А в Академии в Петербурге любили и ждали учеников Костанди - отменная подготовка и свет отличали их.
Кириак Костанди был человек редкий, с вечно юной душой, чуткий и щедрый. Всегда веселый, всегда лучится. Посмотрите на его портрет Серова - даже в карандаше он чудесен и смешлив. Собратья по цеху писали о нем так: «Он нам открыл весенние сумерки, горячие дни лета, знойные закаты осени – необычайной, трогательной, наивной красоты».
Согласитесь, признание коллег всегда дорогого стоит. А это ещё и арт цех, цех особо чувствительных к своему и чужому признанию.
35 лет художник руководил натурным классом, он воспитал целую плеяду блестящих художников, включая уже известного нам Исаака Бродского (!!!).
Ученики боготворили его.
В 1921 щедрое, тонкое, но нездоровое сердце мастера остановилось. Художник не дожил и до 70-ти. Похоронен в Одессе.
При жизни у него не было ни одной персональной выставки!..
Удивительно. Мог ведь организовать, учитывая служебное положение. Но, помните, он был совестью своих собратьев.
С недавних пор имя Костанди красуется на Аллее звёзд Одессы. Ура!
А вот и его Гуси.
Сколько теплоты, любви, вибрации в этом незамысловатом сюжете.
В Одессе в начале 20-ого века даже ходил анекдот: мол, если увидел гуся, тащи его Костанди, он сделает из него шедевр.
Да, художник любил природу без прикрас и гусей любил писать. Гусей на его картинах немало. Чем они привлекали его? Что-то особенное, домашнее и исконное есть в этих птицах... Птицы-кормилицы.
Вглядитесь: никакой протокольной фотографичности, крикливых эффектов на полотне. Гуси идут прямо на тебя, но тебе не страшно 😊. Гуси завораживают… Я стояла перед этой картиной, будто вслушивалась в полёт шмелей и ощущала полуденный зной.
…Именно эту картину Исаак Бродский откопал в рулонах на развалах Гостиного двора в 1920-х. в нищем голодном Петрограде. Он немедленно узнал фирменный почерк учителя и приобрёл картину в свою знаменитую коллекцию.
А «ранний» Костанди предпочитал более яркие краски. Влияние передвижников?
Но и тогда его работы отличались теплотой и пониманием жизни. Жизни простого человека.
Мастер. Учитель, несущий свет.
©️ 2021 Мила Тонбо