Улкен кала екен (Большой город оказывается)! - цокали языками жиены (племянники со стороны жены) Якуды - Бата и Таным.
Якуда хотел грозно посмотреть на них, но решил не делать этого. Ему мынбаши (тысячник) будет зазорно не увидеть страх со стороны жиенов. А они явно не собирались его бояться. С самого начала похода на земли урусов, когда он ещё был только сотником они сопровождали его и знали, что дядя не злой, хоть и хмурить брови.
Но город действительно был большой. Обнесённый крепкими деревянными стенами и широким рвом он представлял собой крепкий орешек.
Анаган карандар (Смотрите туда)! - зацокали языками не только жиены, но и другие воины его тысячи. В лучах восходившего солнца заблестели центральные ворота Владимира, которые урусы говорят называли Золотыми. И не зря! Позолоченные пластины на воротах блестели так, что глазам было больно.
Аттегенай (Вот блин)! Наверное 20-30 батпанов (батпан - стариная тюркская мера веса в 100 килограммов) могут весить эти пластины - говорили воины о возможном весе пластин.
💥Куда могли быть спрятаны позолоченные пластины с Золотых ворот Владимира
Пока воины восхищались пластинами Якуда еще раз оглядел тыны (травяные заборы) за которыми устанавливались камнемётные орудия. Неделю они везли их разобранными по заснеженным дорогам и замерзшим рекам. Сколько раз Якуда сам впрягался со своими Каракезеками в лямки и тащил наравне с русскими пленниками эти орудия. До сих пор плечи болели от непомерной ноши. Якуда велел кормить всех - и воинов и пленников на убой, давать на сон всю ночь, чтобы силы не оставили никого в самый решающий момент. Так и вытащили!
Тыны установили прочно! За ними суетились киданьские инженеры, которые подгоняли русских и булгарских мастеровых, собиравших орудия.
Дело сделано! Я выполнил приказ Саин-хана (так звали Бату-хана) - с радостью подумал Якуда.
Но долго его радость не продолжалась! Его вызвали к самому Саин-хану.
Якуда прибыл к шатру хана и его впустили даже без обкуривания дымом и огнём. В шатре были Субудай-багатур, Шейбани и сам Саин-хан.
Саин-хан повелел Якуде оставаться на ногах. Ему было указано взять свою тысячу и пока основные силы брали город со всех сторон держаться около Золотых ворот. Как будут взяты эти ворота, он был должен взять их под охрану, чтобы сохранить золотые пластины на них.
И чтобы не одна пластина не пропала - зловеще зашипел Саин-хан.
Якуда только нагнул голову ещё ниже в знак полного согласия.
Прибыв назад к тысяче Якуда приказал всем одеть тяжёлый доспех. Коноводы притащили доспехи из коша (обоз) и воины с шутками и прибаутками стали помогать друг другу одевать тяжелые панцири, наколенники и нарукавники. Броня была чжурчженьская, взятая еще во время походов в Син (Китай).
Ну ты Таным разжирел на уруских харчах в Мушкафе - подтрунивал Бата над своим родственником.
Когда все одели панцири, Якуда приказал привести свежих коней. Воины поменяли коней и по приказу Якуды строй замер - воины и лошади должны были привыкнуть к тяжести доспехов.
Когда все окончательно затихли и сотни глоток стали равномерно вдыхать и выдыхать зимний воздух, Якуда коротко прокричал уран Каракезеков - Акпан! - и сотни пошли вперёд, обтекая мынбаши. Якуда специально остался на месте, чтобы почувствовать боевой настрой его тысячи. От предстоящего боя многое зависело.
Якуда ничего не почувствовал и этого его обрадовало. Воины шли без эмоции, готовыми к бою и всему что может произойти. Это было главное.
У стен копошилась татарская орда. К стенам были подтянуты башни с переходниками и по ним лезли разноплеменные татары, горевшие желанием первыми оказаться у лучших домов города. Богатство города было видно всем и желание побыстрее оказаться среди этого богатства замутняло разум и снижало чувство самосохранения.
Русские упорно дрались на стенах. Но их было мало, так как залпами камнеметов большинство их было сметено.
Но даже в одиночку они умело отбивались топорами, проламывая неразумные татарские головы. У Золотых ворот кипела еще большая схватка. Из бойниц урусы метали стрелы и копья, которые пронзали татар и те скатывались сверху по лестницам на головы своих товарищей. Но не смотря на это новые и новые воины лезли на стены, где они уже одолевали лучших дружинников под командованием воеводы Петра Ослядюковича.
Якуда захлопнул забрало шлема и приказал рассредоточиться. Ему не нужны были потери от случайного огня своих или чужих.
Только когда татары сместились вниз на улицы Владимира Якуда послал своих жиенов к воротам. Они скрываясь за горами трупов смогли беспрепятственно пробраться к ним и вскоре один из них принёс весть, что в воротах никого нет. Бой переместился ко второй линии крепостных стен - Печернему городу.
Коноводы забросали ров фашинами, постелили сверху настил и Якуда смог пройти внутрь ворот. За воротами уже стояла сотня его родни Каракезеков, которым он доверял. Они навалили всё что было перед собой и неплохо устроились, защищённые со всех сторон. Племянники Бата и Таным уже облазили верхний ярус ворот и добили нескольких оставшихся там урусов.
Ворота были под контролем!
Якуда осматривал окрестности с высоты "Золотых ворот". Татары группами скапливались у стен Печернего города. Они были высокими и также стояли на валу. Надо было идти за лестницами назад. Но никто этого делать не хотел.
Якуда со смехом смотрел, как разноплеменная вольница пытается найти прорехи в стене и попадает под меткие выстрели урусов. Татары падали от пущенных стрел или от сброшенного на голову куска бревна. А кому сильно не повезло, попадался на аркан, которым умело пользовался видно какой-либо степняк из защитников города. И тогда всадник, выхваченный из седла, смешно дрыгая ногами поднимался на стену, на которую он так хотел взобраться. Его желание исполнялось в последний раз в его жизни.
Но долго Якуда не смеялся. Из ворот Печернего города вылетели русская дружина. Это были молодцы на подбор. Впереди летели два молодых князя, одетых в корзно (княжеский плащ) поверх вышитых рубах. Видно это были сыновья владимирского князя Всеволод и Мстислав Юрьевичи. Они замыслили прорваться за город и неслись прямо на воинов Якуды.
💥Как монголы Владимир взяли
Татары вначале опешившие, взвыли от вида урусов. Богатство убранства их коней, красивое оружие и доспехи вызвали желание получить их сейчас же. Но мелкие группы не могли ничего сделать со спаянным дисциплиной отрядом. Молодые князья, прикрываемые своими дружинниками действовали как молотобойцы, и валили татар одного за другим.
Якуда отдал приказ лучникам приготовиться к стрельбе с верхнего яруса ворот. Он послал вниз одного из племянников, чтобы воины отступили внутрь ворот и выставили пики. Не хватало, чтобы они попали под свои же стрела.
Вовремя!
Урусы доскакали до ворот и по ним порскнули лучники. Но русские были готовы и спешившись, построились в боевой порядок, выставив щиты над головами. Вперёд выступили бойцы с топорами, которые начали обрубать концы пик. За ними пошли воины-меченосцы. Внутри ворот закипела ожесточённая схватка, в которой одолевали урусы.
Якуда в проём лестницы сверху видел как молодой князь прорубил шлем его дяде Ермаку и тот, когда-то качавший самого Якуду в бесике (люлька) без труда уставился безжизненными глазами в слепящие пластины Золотых ворот. Родичи Каракезеки погибали один за другими. Якуда с тоской подумал, как он будет рассказывать в родных степях о том, что не смог спасти хоть кого-нибудь и ему стало страшно Надо было что-то предпринимать!
Якуда приказал племянникам закрепить арканы, закинув концы вниз. По арканам они спустились прямо на головы урусов. Бату и Таным ударили плечами в щиты урусов и Якуда несколько раз просунув в прорехи саблю смог расширить бреши.
Урусы нарушили строй и напали на троих степняков со всех сторон. Если бы не племянники, взращенные на кобыльем молоке и мясе трёхлеток быть бы им смятыми. Но Бату и Таным мощными ударами булав-шокпаров разбили головы лезших вперёд урусов, а Якуда ударом рассек старшего среди них - воеводу. Видно это был сам Пётр Ослядукович. Вокруг степняков образовалось свободное пространство.
Но главное было в том, что урусы бросили щиты. Якуда свистнул и сверху на них посыпалась куча стрел. Его лучники старалась попасть только в урусов, но для большей безопасности Якуда с племянниками защитились щитами, которые были у них за спинами. От случайных стрел по телу хорошо защищала чжурчженьская броня.
Вскоре всё было кончено! Каракезеки в воротах, получившие поддержку добили прорвавшихся, в том числе и самих князей. Разгоряченные боем в живых никого не оставили. Оставшиеся перед воротами урусы сложили оружие сами и их пришлось отбивать от татар, которые хотели поживиться их вещами. Это была добыча Каракезеков. Они её заслужили!
Над Владимиром стелился черный дым, в котором ощущался приторный запах. Горела большая церковь, в которой до этого заперлись жители. Говорят они сами и подожгли её изнутри, когда монголы, услышавшие что в церкви прячутся самые богатые люди города начали ломиться в неё с тараном.
Потянулись вереницы пленных, которых вели степняки. С Золотых ворот было видно как к Владимиру потянулись вереницы саней, в которых сидела вся эта шелупонь, которая всегда вьется около любого войска и готова на всё, чтобы выкупить награбленное. Начинался трёхдневный грабёж города, когда приказы начальников не имели никакой силы для воинов.
Якуда разрешил своим воинам грабить близлежащие дома, предупредив что Саин-хан не любит убийства. Ему нужны были живые горожане, а не трупы, с которых не возьмёшь налогов.
Сам он дождался приезда Бату-хана. Внук Чингис-хана был доволен. Золотые пластины от ворот были тяжёлыми и весили никак не меньше 40 батпанов.
Бату-хан был очень рад и не скрывал этого! Он приказал Якуде похоронить павших русских князей, а затем грузить пластины на сани и везти их в Мушкаф (Москву) под охраной Каракезеков Якуды. Там собиралось всё награбленное в русских землях.
Якуда с удовольствием выполнил это указание. Они достаточно награбили и имели много пленников. Теперь всё это можно было отвести в Мушкаф и сохранить там, а не потратить на пьянство и игру как обычно бывало.
Статьи и рассказы из цикла: Монголо-татарское нашествие на Русь
1. Комета Галлея как провозвестник монголо-татарского нашествия
2. Поход Джэбэ и Субэдэя на Кавказ и кипчакские степи в 1221-1222 годах
4. Первое поражение Субудэя от булгар, которое стало его великой победой
6. Евпатий Львович Коловрат по русски - или наёмник Урс
7. Кто был виновен в разорении Рязанского княжества в 1237 году - монголы или владимирский князь
8. Якуда выполняет волю Саин-хана - взять Мушкаф без боя