Найти тему
Исторические напёрстки

Начало «Русского Мира»: есть общий праздник для России, Украины и Белоруссии

Оглавление

Тон выберем для статьи — примирительный. Постараемся вникнуть в логику украинских (серьёзных) историков, которые ещё сохранили человеческий облик, не заставляют «древних укров» заселять Месопотамию и копать Чёрное море. Речь пойдёт о главном событии Древней Руси, которое «Повесть временных лет» назвала: «начася прозывати Руська земля». Прозываться она начала не с призвания Рюрика в Ладогу 862-го. Тем более, не с захватом Вещим Олегом Киева в 882-ом. Редколлегия Нестора посчитала другое событие отправной точкой древнерусской государственности.

Под статьей «Историю необходимо переписать. В каком году появилось государство Русь?» немало толковых комментариев нашёл, готов кое-что даже переосмыслить. Двинуть «напёрстки» в направлении более широкого осмысления фактов, очень скупых в летописной историографии Руси и Византии.

Источники

нам рассказали: 18 июня 860 г. русский флот в составе 200 кораблей атаковал столицу Византийской империи. Город русы взять не смогли, но знатно выпотрошили окрестности, до жути напугав ромеев. У которых вся армия сдерживала арабов в Малой Азии, флот гонялся за пиратами острова Крит. Весь недельный страх беззащитной столицы оставил нам в документах непосредственный очевидец и участник тех событий — патриарх Фотий.

«Повесть временных лет» говорит: от захвата и разрушения русскими язычниками Константинополя спасло чудо. После молебна и положения патриархом Фотием влахернской ризы Богородицы в море… неожиданно поднялась буря и «безбожныхъ Руси корабли смяте». Никоновская летопись событие дополняет фразой:

«Возвратишася Осколдъ и Диръ отъ Царяграда въ мале дружине, и бысть в Киеве плачь велий».

Тоже самое написала пропавшая Иоакимовская летопись Татищева. Смутные сведения находятся в Густынской летописи, Киевском Синопсисе и Хронике Феодосия Сафоновича. Сведения русских источников дополняют свидетельства о нападении руси в 860 году на Царьград — болгарский Хронограф Георгия Амартола. Он отдаёт предпочтение руководству похода «руси» — Оскольду (Аскольду) Киевскому. Без именных подробностей говорят о неприятном для ромеев событии более десятка византийских хроник.

Греческие источники единодушны: потерпев поражение от божественных сил под стенами Царьграда, возвратившись «восвояси» — русские князья «спустя немного» прислали к византийскому императору послов. Между двумя странами был заключён типовой мирный договор. Поставивший безвестную «Русь» в ряд с другими политическими государственными образованиями мира. Состоялось дипломатическое признание Древнерусского Государства.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Откуда появилась

эта самая «русь»? Самый любопытный и спекулятивный вопрос. Особенно в новейшее время, как история избавилась от оков «норманнского» прочтения событий. Став полянкой борьбы для политической конъюнктуры. Проблема понятна: в Украине заинтересованы в разработке новых обоснований, что Среднее Поднепровье будто бы являлось "точкой сборки" древнерусской государственности. Именно Киев стоял у истоков Руси. Был подлым обманом присоединён к «москальской» Новгородской земле коварными варягами.

Подобные гипотезы бродили ещё в середине XIX века. Были основаны на частных предположениях, не имели достаточной доказательной базы. Даже во времена СССР, как установленный исторический факт — не принимались. Несмотря на точку зрения некоторых глыб исторической науки. Совокупность анализа древнерусских летописей и археологических изысканий никак не могли сойтись в одной точке. Почётный директор Института археологии НАН Украины, советский и украинский историк Пётр Толочко писал:

«Ни один другой центр Среднего Поднепровья, кроме Киева, не может претендовать на то, чтобы из него осуществлялись далекие походы на Византию. Поход 860 г. на Константинополь определённо организован Киевом. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с первыми датированными статьями «Повести временных лет»... Неоспоримым доказательством этому являются также находки в Киеве византийских монет».

Так себе утверждение, особое подозрение вызывает дата написания труда «В поисках загадочного русского Каганата» (2008 год). В советские времена уважаемый учёный придерживался совсем другой гипотезы. Более осторожной, которую высказывал академик Борис Рыбаков. Всё хорошо, только «центром сборки» Киев вряд ли был. Особенно когда пытаются указывать:

«древнейшие славянские культурные наслоения, обнаруженные на Старокиевской горе, датируются VIII-IX вв. Находки этого периода обнаружены также на горах Дитинка, Киселевка и Щековица, а также на Подоле. Именно Киев был административным центром начального восточнославянского государственного образования». (Седов В.В. «Славяне: Историко-археологическое исследование». 2002 год)
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Хех… Что с людьми патриотизм (на государственные деньги) и политическая конъюнктура делают… Так называемые «киевские культурные наслоения» VIII-IX веков — это полное издевательство над историей. Эпизодические, без проблеска ремесёл. С отсутствием серьёзного военного поселения. Небольшие деревеньки на двух холмах. Существовали недолго, жители их покидали в течение поколения-двух. Потом опять возвращались, как угроза от кочевников становилась не столь острой.

Нет. Роль Киева во время организации похода 860-го года не стоит считать ничтожной. Но вешать на шею князя Оскольда гривну верховного главнокомандующего — поостерёгся бы. Поскольку искать место локализации начальной «Руси» стоит всё-таки вне Киева. Легко сказать… потому что необходимы неопровержимые доказательства, которых в распоряжении современной науки почти нет.

Из имеющихся… все те же летописные свидетельства. Что был поход русов на Царьград. Из него с огромными потерями вернулся в Киев князь Оскольд. Другие центры Руси не названы. Не написано, значит — их не было! Хвала Тенгри, археология упрямая штука. Киев теоретически в 860-ом году не мог самостоятельно организовать столь масштабный поход. 6 - 8 тысяч воинов появилось под стенами Царьграда! И это было не сиволапое славянское ополчение киевских пресловутых «полян».

Не лишним будет поднять «тмутараканскую теорию» профессора Вернадского. Предположив: поход организовали три равноценных и равноправных (согласно арабским источникам) центра «руси»: Куявия, Славия и Артания. Окопавшиеся в северном Приазовье и Причерноморье. Оставив вопрос верховенства «киевской руси» за скобками…

«В 860 г. Аскольд и Дир объединили силы с приазовскими русскими для нападения на Константинополь. Вполне возможно, что в районе лагуны, образованной при впадении Конской в Днепр, ниже современного города Запорожье, экспедиционные войска Русского каганата воссоединились с отрядом Аскольда и Дира, идущим из Киева.
Объединённая флотилия русских кораблей, должно быть, затем пошла вниз по Конской и нижнему Днепру в Чёрное море, а по нему направилась прямо на юг к Босфору». (Вернадский Г. В. «Указ»)
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Созвучен с маститым профессором был Дмитрий Иловайский, автор пятитомной «Истории России» XIX века. Более конкретизировав поход. Назначив в его состав «Днепровскую или Полянскую Русь», но с помощью «приморских родичей киевских русов». Вот это уже что-то. Поляне-славяне не были способны строить военные флоты для морских переходов. Тем более — их оснащать. Это целая индустрия, следов которой в Киеве IX-Х веков не обнаружено.

Константинопольский поход осуществлялся объединённой армией различных славянских племён под началом «киевских русов»? Может быть, хотя маловероятно. Киев был деревней, расположенной умно и стратегически изобретательно. Как небольшой форпост днепровской «руси». Это ни о чём не говорит. Пиратские и торговые фактории Причерноморья-Приазовья, Подонья и вполне определённо — Дуная, имеют порой более серьёзные фортификации, куда большую населённость, развитие ремёсел и полноценную торговлю.

А причастность Киева к походам на греков при Вещем Олеге, Игоре (это вопрос), Святославе, Владимире и Ярославе — всего лишь летописные строчки, мало согласующиеся с ареологией. С большим вопросом: из этого ли города начинались походы.

Например, главный возмутитель спокойствия более поздних времен… Светлый Воин Святослав Игоревич свою ставку держал в Дунайской Болгарии. Собирался там собственную Русь основать, презирая матушкин якобы стольный Киев. Явно что-то знал мужчина.

Кто и где крестился?

Летописные источники пестрят сообщениями: киевские князья неоднократно «воевали страну Корсунскую». «Русы» имели огромный интерес к этому региону, закладывали собственные колонии и базы. Постоянно нагнетая своё присутствие в торговых и военных делах Крыма, Причерноморья и Приазовья. Эти опорные пункты появились еще до Оскольда, Рюрика, Олега, примерно в самом начале IX века. Данные точные, археологические. Но говорить о «государстве русов» не приходится. Хазары и Византия заметили бы.

А если вчитаться в описания патриарха Фотия: речь идёт о «неизвестном народе». Собственных соседей ромеи знали в лицо, это точно. То есть… опять Киев, так получается? Довольно далече от Проливов. Хорошо, пусть так. «Киевские русы» могли в IX веке иметь свои колонии, базы и опорные пункты в Крыму и Приазовье. Чем-то радикально отличаясь от дунайской, каспийской, черноморской «руси»? Чем, скажите на милость…

Ладно, попробуем вот как версию развернуть. Князь Оскольд принимает послов и епископа, святых Кирилла и Мефодия, проводит Вече где-то за пределами Киева. Красно Солнышко Владимир Святославич почему-то крещение принимает (по слабой на достоверность легенде)… в крымском Херсонесе. Ничего не настораживает? Это ли не умаления княжеского достоинства? Почему не в стольном Киеве? Ведь значимое политическое мероприятие международного масштаба, как бы.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Стоит более внимательно почитать предание о крещении Оскольда, соотнося его с «Паннонскими Житиями св. Кирилла и Мефодия». Где говорится о созыве Веча, чуде несгораемого Евангелия, крещении «языческого кагана и его бояр», прочих подданных. Никоновская летопись тоже ведь утверждает именно это. Специальным разделом, подзаголовком «О князи Русьтемъ Осколде».

Именно к этому времени (860-861) «Жития св. Кирилла и Мефодия» говорят о прибытии грамотеев-братьев в Херсонес. Вместе с официальным византийским посольством. Именно в Херсонесе Кирилл и Мефодий впервые знакомятся с текстами, начертанными «русскими письменами». Здесь была изобретена общеславянская письменность. Что можно плеснуть в «напёрсток»?

Предположение. Послы императора изучали в Херсонесе русский язык. А учителями выступало посольство русского князя. Год этого контакта вполне определённо говорит: мирные переговоры имели место сразу после великого похода 860 года. Проходили в Херсонесе.

Византийские источники повествуют: крещение приняли русы, что ходили походом на Царьград. Если идти в рамках этой гипотезы, получаем: Русь Киева и Азово-Черноморская крестилась в IX веке. При непосредственном участии князя Оскольда Киевского. Факт полностью не отразился в летописях, народной памяти язычников по причине удалённости события. Произойдя за пределами Киева.

Клады киевские могут что-то прояснить. Если поход «русов» действительно был неудачен, то летописи… привирают крепко. Никаких «щедрых даров» из Царьграда не могло быть в принципе. Корабли разметала буря, лихая Русь убралась «во свояси». Именно поэтому в киевских кладах нет монет константинопольской чеканки. Зато (больше чем нужно) найдено византийских монет херсонского монетного двора. Наиболее ранние принадлежат Михаилу III (правление 842-867 гг.) и Василию Македонянину (правление 867-886 гг.).

О чём это говорит? Эти монеты попали в клады после похода 860-го года. Когда был заключён мирный договор между русами и византийцами. Где вполне оправдано поднесение «щедрых даров». Судя по херсонской чеканке… могли быть преподнесены русам там, где договор был подписан. Не в Константинополе, как принято думать. Это вполне согласуется с другим фактом. Точно так же получал в Херсонесе «щедрые дары» Красно Солнышко Владимир Святославич. Заключив свой Договор и приняв крещение через сто лет.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Набираем фактуру.

О Крещении «руси» в IX веке подробно сообщает император Константин Багрянородный. Это было сугубо добровольное деяние, русский князь согласился на процедуру после решения Веча, совместно с боярами, дружиной и народом. О том же пишут и другие византийские авторы Кедрин, Скилица, Зонара, Лев Грамматик, Михаил Глик. Киевский Синопсис даже указывает точный год принятия на Руси христианства:

«крестилася Русь года от Рождества Христова 863, в царство царя греческого Михаила, патриархом Константинопольським был Фотий».

Церковный Устав св. князя Владимира тоже упоминает патриарха Фотия, именно в его время Русь принимала крещение. Иоакимовская летопись вообще князя Оскольда назвала «блаженным». Поэтому Татищев и утверждал: этот факт почитания говорит о князе, как о первом русском мученике за веру христианскую.

Это вполне может быть. Дополнительный аргумент заключается в летописном известии о процессе похорон Оскольда. После его убийства варягами язычника Вещего Олега, киевский князь не был сожжён по господствующей религиозной традиции, а погребён: «несоша на гору и погребоша». Позже там построили храм в честь св. Николая.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Что в Киеве было за христианство, сейчас почти невозможно представить. Изменение традиций и обрядов происходило очень медленно (читаем академика Рыбакова). Языческая традиция кремации и христианская традиция ингумации — долгое время продолжали совмещаться. Даже в пределах одного захоронения.

То есть, археология захоронений и летописные сведения говорят: крещение приняла часть элиты (около 200 семей по «Паннонским Житиям»). Именно так шёл процесс христианизации через сотню лет, при Владимире Ярославиче. Византийские Хроники повествуют о князе и части его дружины. Основная масса населения Руси в IX веке оставалась языческой ещё очень долго. Почему не получила вера распространения после 863 года?

Христианство принимали участники одного боевого похода. Ратное ремесло «руси» …подразумевает неизбежные потери. Очень поверхностное отношение к религии в воинском братстве. Поэтому, число последователей христианства на Руси было мизерным. Осознанно следовали ему… единицы. Что подтверждает погребальная археология Киева и окрестностей IX-X веков.

Христианство Оскольда Киевского имело возможность хоть как-то развиваться… всего два десятка лет. После пришли варяги Вещего Олега, загнав его в «катакомбное» подполье. Мировоззренческие перемены в такой глухой провинции, без массового притока проповедников, с отсутствием государства… просто невозможны в принципе. К тому же, есть подозрение: варяги (хлебнув лиха от германских епископов на Балтике) провели целенаправленное истребление христианского элемента в Киеве. Вплоть до уничтожения кладбищ, разрушения всех «домов молитвы».

Византийцы пишут: на Руси IX века была учреждена епархия (митрополия под номером 61). Устав св. Владимира, Густынская летопись, Киевский Синопсис, «Степенная книга», «Палинодия» Захарии Копистенского называют первым митрополитом Киевским — Михаила, назначенного именно патриархом Фотием. Хотя есть другие имена из более поздних рукописей — епископ Алексий и митрополит Леон.

Не суть, сам факт показателен. Что на Русь IX века как минимум дважды посылали архиереев. Русская епархия существовала задолго до официального Крещения Владимиром Красно Солнышко. А вот где был её центр?

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Выводы

пора делать. Древняя Русь стала полноценным государством именно в 860 году, вряд ли этот факт оспариваем. Нестор Летописец пользовался несколькими источниками, чтобы заявить: «стала прозываться Русская земля» в царствование византийского императора Михаила III. Что дало право киево-печерской редколлегии XII века начать хронографический отсчёт: «с этой поры начнем и числа положим».

Теперь к политике вопроса. Больному месту украинских историков, которые упрямо называют «Русскую митрополию» IX века — Киевской. Господа, это не так. Митрополита в Киеве никто не видел ещё лет сто с хвостиком. Он где-то в Причерноморье резиденцию имел. Или из Крыма носа не казал в земли махровых язычников. А знаменитое летописное высказывание Вещего Олега относительно Киева, как о «матери городов русских» — церковная псевдо-историческая провокация. Которая должна убедить весь честной люд, что статус Киева — это митрополия времён еще князя Оскольда.

Фокус работает так. Стольный город. Но его имя (мужского рода) ассоциируется у Олега с женским началом — матерью. Что является нонсенсом историческим. Столичный Киев должен быть «отцом», это такая традиция. Не только на Руси. А тут… мамаша. Нестор и редколлегия идут на этот подлог сознательно, слишком смело предположив: Русь была уже крещена, Киев имел статус митрополии. Дословный перевод древнегреческого слова «митрополис» (μητρоπоλις) — материнский город.

Это во годы написания «Повести временных лет» так было, но во времена яростного варяга-язычника Вещего Олега… увы. Глупо вкладывать такие слова в эти-то уста. Для него «митрополия» — это кафедральный богатенький храм. Который по древнему обычаю надлежит выпотрошить до фундамента. Священников скормить воронью. Так мог сказать… крестившийся Оскольд Киевский. А после редактирования летописей в XII веке (Мстиславская редакция 1118 года) события переписали в реалиях нового политического курса. Ну... как вариант «напёрсточный».

В 882 году произошёл прямой захват Киева «варяжской династией» из Новгорода. Явно по причине политики князя Оскольда в вопросах религии. Столь бескровный «переворот» мог произойти только с одобрения местных элит «руси». Это согласуется со сведениями Иоакимовской летописи. О заговоре киевлян против князя Оскольда. Не исключён и «хазарский след», изящно предложенный Гумилевым.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Каким бы не было это событие… спонтанным, случайным, продуманным — оно стало закономерным. Итогом политического, экономического и военного развития древнерусского государства. Где Киев не был главенствующим. Чтобы совершить столь организованный, хорошо подготовленный поход 860-го, с далеко идущими политическими целями — уже должно существовать «государство».

С россыпью банд речных и морских разбойников, пусть и собравшихся во внушительную армию… международные договоры Византия никогда не подписывала. Она платила «отступные» каждому племенному вождю персонально.

Возникнуть в одночасье «государство Русь» не могло. Нужны несколько десятилетий минимум, чтобы вооруженная купеческая вольница пришла к пониманию: они «есть земля русская». Какой центр выбрали? Не Киев. Слишком далековато от торговых маршрутов, неудобен для промысла и занятий хищников. А вот захват власти на Днепре, убийство киевских князей-христиан Аскольда и Дира новгородским князем-язычником Олегом в 882 году многое изменило. Связало в единую государственную систему Балтику и южные моря.

Сменив славянскую династию на варяжскую, формирование государства под условным названием «Киевская Русь» пошло по понятным векторам. Когда не сядешь Великим Князем в «матери городов русских», не пройдя процедуру одобрения у «отца» Новгорода. Все наследники трона обязательно немало времени проводили на Волхове или Ладоге. Но считать появление там в 862-ом году «менеджера» Рюрика — началом государственности… тоже огромная ошибка. При нём лишь накоротке вспыхнуло местечковое варяжское княжество.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Русское государство росло долго. Основательно освоив (запугав) Подунавье, Приазовье, Причерноморье, Подонье и частично — Крым. Стало достаточно сильным, чтобы бросить в короткий промежуток времени вызов двум огромным державам — Византии и Хазарскому Каганату. Роль Оскольда тоже не будем принижать. Он с Киевом был самым северным форпостом днепровской «Руси». А приняв христианство, получил «чёрную метку» от военной корпорации.

Лично импонирует идея: чтобы правильно хранить историческую память сегодня разобщённых народов России, Украины, Белоруссии… нужен «День Единства». Когда действительно было признано государство «Русь». Случилось это в 860-ом году. Ну что, господа Читатели… будем петицию поддерживать? Пока частным порядком поздравляя друг друга с «Днем Древней Руси» 25 июня. Глядишь, в Москве-Минске-Киеве одумаются. Как надоест друг дружку смехотворным образом валтузить, занимаясь написанием трёх разных историй. Вместо одной общей…

-11

#славяне #варяги #древнерусское государство #история древней руси #история #киевская русь #рюрик #вещий олег #вещий олег #аскольд и дир